Меню Рубрики

Влияние физических упражнений на мышцы ребенка

Новорожденный громким криком возвестил о своем появлении на свет. Вновь повторилось великое чудо жизни. Кем будет в дальнейшем этот малыш? Как он будет развиваться? Что нужно сделать для того, чтобы ребенок вырос достойным членом нашего общества, чтобы его физические, умственные и духовные способности достигли наивысшего гармоничного развития? Развивать ум, воспитывать чувства надо уже с первых лет жизни ребенка, а тренировать его тело и еще раньше — с первых месяцев жизни. Именно об этом — о физическом воспитании самых маленьких детей — и пойдет речь в брошюре.

Физическое воспитание детей по современным представлениям состоит из целого комплекса разнообразных воздействий. К ним относится разумно организованная внешняя среда, в которой живет ребенок, режим дня, полноценное вскармливание, специальные приемы закаливания и, наконец, разнообразные физические упражнения. Все эти условия в равной мере важны и необходимы для нормального развития ребенка. Но мы расскажем лишь об одной стороне физического воздействия на детский организм — о средствах физической культуры. Ее воспитательное влияние тем эффективнее, чем лучше изучены особенности ребенка в каждый период его жизни.

Какие же особенности отличают детский организм? Вряд ли в настоящее время кто-нибудь станет утверждать, что ребенок отличается от взрослого только размерами своего тела. Детский организм развивается по особым законам, свойственным только ему. Иногда приходится слышать о том, что организм ребенка «несовершенен», плохо приспособлен к условиям среды. Но если познакомиться ближе с особенностями детей, то станет очевидной ошибочность этих мнений.

Организм маленького ребенка отличается весьма бурным ростом и быстрым темпом развития. Это обеспечивается высоким уровнем обмена веществ и, прежде всего, окислительных процессов. По сравнению со взрослым человеком у маленького ребенка уровень обмена веществ в 2-3 раза выше. Высокая интенсивность обменных процессов обеспечивает быстрый рост тканей, развитие органов. Интенсивность обмена веществ поддерживается как достаточным количеством питательных веществ, так и соответствующим расходом энергии. Нарушение баланса между двумя сторонами этого сложного процесса может привести к замедлению и задержке развития ребенка.

Один из крупнейших отечественных физиологов И. А. Аршавский, занимаясь длительное время изучением физиологических процессов в организме ребенка, установил, что их своеобразие в разные возрастные периоды зависит в первую очередь от внешней среды, от способа связи с ней. В самом раннем возрасте, когда организм малыша развивается наиболее бурно, способом связи с внешней средой, определяющим физиологические особенности организма, является деятельность скелетной мускулатуры.

Именно сокращения мышц и движения дают возможность организму маленького ребенка расходовать большое количество энергии, обеспечивать высокую интенсивность обмена веществ, поддерживать быстрый темп роста и развития.

А если это так, то при недостатке движений, при ограничении деятельности скелетной мускулатуры развитие ребенка будет нарушено. Современная медицина находит очень много подтверждений этому положению. Еще один из первых русских педиатров Н. М. Максимович-Амбодик писал о том, что «недостаток в движениях есть причина медленного решения младенческого тела». Повседневно приходится наблюдать, как даже легкое заболевание маленького ребенка и связанное с ним невольное отсутствие необходимых движений приводит к замедлению его развития. Тугое пеленание также задерживает рост ребенка.

Несколько лет назад под руководством академика А. Ф. Тура мы проводили длительные наблюдения над развитием детей, находившихся в разных условиях семейного воспитания. Одним детям предоставлялась максимальная возможность двигаться, с ними занимались специальной гимнастикой, проводили массаж. Другие дети развивались в обычных условиях, гимнастикой с ними не занимались. К концу первого года жизни маленькие «физкультурники» оставили далеко позади своих сверстников. Они лучше прибавили в весе, больше выросли, у них стала больше окружность грудной клетки. Но дело не ограничилось только этим. Оказалось, что и развитие нервной системы, и, в частности, сложных двигательных реакций у «физкультурников» шло значительно успешнее.

Над детьми 7-летнего возраста аналогичные наблюдения провели английские ученые. Они сравнивали физическое развитие детей, поступивших в школу, с развитием детей этого же возраста, оставшихся дома. Через год оказалось, что эти дети обогнали своих ровесников-школьников на 4 см по росту и на 1,5 килограмма по весу. Чем же это можно объяснить? Прежде всего тем, что школьники вынуждены были находиться в условиях малой подвижности в школе и дома во время занятий в течение длительного времени. Этот недостаток движений ничем не компенсировался и вызвал столь резкую задержку развития.

Итак, необходимым условием высокого темпа развития организма ребенка является достаточное количество движений. Оно обеспечивается в первую очередь полноценным физическим воспитанием.

Необычайно сложен организм человека..Удивительна точная согласованность функционирования всех его систем и органов. Эта согласованность формируется и достигает совершенства в период роста и развития человека.

Конечно, и врачи, и родители, и педагоги заинтересованы в том, чтобы ребенок развивался гармонически. Именно на это нацеливает нас Программа КПСС, в которой записано:

«Партия считает одной из важнейших задач — обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил» * .

* ( Программа Коммунистической партии Советского Союза Госполитиздат., М., 1961, стр. 96.)

Решение этой важнейшей задачи в раннем детском возрасте зависит в первую очередь от полноценного физического воспитания.

Физические упражнения и мышечные сокращения, лежащие в их основе, являются мощным стимулятором развития детского организма. Мышцы составляют третью часть веса ребенка, поэтому процессы, происходящие в них, не могут не вызвать изменений во всем организме. Энергия мышечного сокращения обеспечивается притоком к работающей мышце крови, а с нею кислорода и питательных веществ. Количество мельчайших кровеносных сосудов-капилляров во время работы мышцы во много раз увеличивается, значительно расширяется их просвет. В усилении кровоснабжения организма принимают участие не только сердце, и сосуды, но и нервная система, обеспечивающая тонкую регуляцию доставки крови к работающим органам. Так, под влиянием физических упражнений улучшаются условия питания и развития всего организма.

Усиление кровоснабжения во время мышечной работы связано с большей нагрузкой на сердце. В свою очередь и деятельность сердца облегчается и улучшается под влиянием мышечной работы. Это происходит потому, что передвижение крови по сосудам обеспечивается не только сокращениями сердечной мышцы и силой сокращения стенок сосудов, но и благодаря работе скелетных мышц. Во время их сокращения кровь продвигается по венам по направлению к сердцу (обратному току мешают клапаны вен), а при расслаблении мышц — из капилляров в венозное русло. Можно так подобрать упражнения, что во время их выполнения работа сердца одновременно будет увеличиваться и облегчаться. Становится понятным, почему развитие сердечно-сосудистой системы столь тесно связано с физическими упражнениями. Отсутствие же достаточной двигательной активности губительно отражается на работе сердца, приводит к болезненным изменениям. Исследования, проведенные школой физиолога И. А. Аршавского, показали, что именно мышечная деятельность в форме полноценного физического воспитания обеспечивает нормальные условия для развития сердца ребенка и создает основу долголетия человека.

Деятельность мышц и, в частности, физические упражнения, неразрывно связана с дыхательной системой человека. Эта связь непрерывно совершенствуется в течение жизни. Мы уже упоминали о том, что уровень обменных процессов у ребенка чрезвычайно высок. Он определяется прежде всего окислительными реакциями — дыханием человека. В процессе же физических упражнений и происходит развитие и совершенствование системы дыхания. В ходе этих занятий дыхание делается более экономным — ребенок начинает дышать реже и глубже. Улучшается согласованность в работе дыхательных мышц, а значит на получение кислорода и удаление углекислого газа организм тратит меньше энергии. Это благотворное действие физических упражнений наиболее сказывается при наличии нормальных условий дыхания. Дыхание должно осуществляться через нос, так как при этом в легкие ребенка попадает воздуха на 25% больше, чем при ротовом дыхании, воздух увлажняется, согревается и очищается. Хорошее, полное дыхание во время выполнения физических упражнений улучшает и кровообращение — движения грудной клетки действуют подобно насосу, присасывая кровь к сердцу.

Деятельность скелетной мускулатуры и функции систем кровообращения и дыхания находятся под регулирующим воздействием нервной системы и, прежде всего, коры головного мозга. В процессе физических упражнений совершенствуется деятельность нервной системы. Известный немецкий физиолог Э. Дюбуа-Реймон говорил, что гимнастика мышц — это прежде всего гимнастика нервов. Воздействие физических упражнений на нервную систему тем сильнее, чем меньше возраст ребенка.

В основе возникновения и закрепления двигательных навыков человека лежат нервные процессы. При этом формируется сложная и очень подвижная система управления движением. Не случайно о благополучии в развитии нервной деятельности ребенка раннего возраста мы судим в первую очередь по состоянию его движений.

Связь моторики И психического развития ребенка раннего возраста настолько неразрывна, что врачи предпочитают говорить о психомоторном развитии. Создавая наилучшие условия для развития движений младенца, мы способствуем развитию его высшей нервной деятельности. При этом физическое воспитание как средство обеспечения условий гармонического всестороннего развития детского организма смыкается с умственным воспитанием.

Улучшение деятельности всех органов и систем ребенка под влиянием регулярных и правильно дозированных физических упражнений приводит к возникновению способности быстро отвечать на то или иное воздействие: физическая нагрузка, охлаждение, перегревание, болезнетворные факторы. Эта способность носит название реактивности; она очень важна для понимания процессов, происходящих в детском организме, в частности, приспособления к условиям внешней среды. Под влиянием физического воспитания развивается приспособляемость к неблагоприятным условиям. Общеизвестно, что люди, занимающиеся физкультурой, болеют значительно реже.

Кроме того, под воздействием физических упражнений в организме происходят сложные изменения в деятельности желез внутренней секреции, обеспечивающие в свою очередь достаточно быстрое приспособление организма к новым условиям и его защиту.

Защитные свойства организма улучшаются как под действием физических упражнений, так и под влиянием специальных приемов закаливания, широко используемых в практике физического воспитания.

Ленинградский ученый профессор Я. А. Эголинский в опытах на растущих животных установил, что под воздействием физических упражнений повышается сопротивляемость к таким факторам, как холод, повышенная температура, низкое содержание кислорода и т. д.

Врачи поликлиники при Ленинградском педиатрическом институте проводят многолетние наблюдения над развитием своих маленьких пациентов. Дети, получающие с первых месяцев жизни полноценное физическое воспитание, отличаются не только хорошим общим развитием, но, как правило, и хорошим здоровьем.

Наши наблюдения над большой группой детей раннего возраста, находящихся в условиях полноценного физического воспитания, показали, что число простудных заболеваний у них снижается почти в 2 раза, а заболеваемость воспалением легких — в 6 раз.

Известно немало случаев, когда слабые, болезненные малыши под действием физических упражнений и закаливания становились здоровыми и крепкими.

. Володю П. впервые принесли к нам на прием, когда ему исполнилось 8 месяцев. Мальчик родился недоношенным. С трехмесячного возраста из-за болезни матери его пришлось перевести на искусственное кормление. Ребенок отставал в весе, у него были обнаружены признаки развивающегося рахита, а потом и гипотрофии — хронического расстройства питания.

При обследовании ребенка мы установили у него и отставание в развитии: он не умел самостоятельно садиться, не ползал, движения его были неловкими. Несмотря на то, что родители и бабушка с дедушкой делали все для малыша, он часто хворал и в возрасте 7 месяцев заболел воспалением легких. После выписки из клиники Педиатрического института ребенку были назначены лечебные мероприятия, в том числе и лечебная физкультура.

В течение двух недель Володю приносили в кабинет лечебной физкультуры поликлиники, где ему проводился общий массаж и избирательный массаж наиболее отстававших в развитии мышц. В комплекс гимнастики постепенно включались пассивные и активные гимнастические упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины и брюшного пресса, специальные упражнения по стимуляции ползания. За это время мать Володи освоила все приемы гимнастики и массажа и в дальнейшем самостоятельно проводила их дома. Из закаливающих процедур вначале применялись только воздушные ванны во время гимнастики, а затем влажные обтирания.

Под влиянием комплексного лечения, включавшего и лечебную физкультуру и средства закаливания, удалось добиться полного выздоровления. Володя стал хорошо прибавлять в весе, у него появился аппетит, улучшилось общее развитие. Уже в возрасте 1 года мальчик ничем не выделялся среди своих здоровых сверстников, не болел и нормально развивался в последующие годы.

Итак, физическое воспитание ребенка обеспечивает высокий уровень сопротивляемости детского организма болезням и снижает заболеваемость детей. Полноценное физическое воспитание делает вполне реальной задачу обеспечения таких условий развития ребенка, в которых он перестал бы болеть совершенно.

Нельзя не остановиться особо на роли физического воспитания в развитии и совершенствовании движений человека, его двигательных навыков.

Буржуазные ученые, отрицая роль социальных условий, внешней среды, обучения в формировании личности, говорят о том, что развитие движений человека генетически; наследственно обусловлено, что они возникают и совершенствуются в зависимости от степени созревания наследственных механизмов движения. Советская педиатрическая наука, развивающаяся на основе марксистско-ленинской материалистической философии, постоянно подчеркивает неразрывную связь внутренней и внешней среды, их взаимообусловленность. Для развития движений ребенка недостаточно одних наследственных факторов. Необходимы также соответствующие условия внешней среды и специальная система физического воспитания, которые дают возможность наследственно обусловленным движениям развиться наиболее полно.

Детским врачам нередко приходится слышать такие суждения родителей: «С нами гимнастикой и массажем в раннем возрасте не занимались, а в свое время научились сидеть, ходить, бегать». Эта мысль только на первый взгляд кажется верной, ведь развитие движений ребенка вольно или невольно, думаем мы об этом или не думаем происходит под влиянием воспитания и социальных условий. Задолго до возникновения научно обоснованной системы физического воспитания детей в народе возникли и распространились специальные приемы, так называемые «материнские потешки», развивавшие у грудного ребенка движения рук — «ладушки», движения туловища в положении лежа на животе — «линь плывет» и многие другие игры и забавы. Это и есть стихийный процесс физического воспитания.

Стоит младенцу попасть в нечеловеческие условия воспитания, как его развитие немедленно нарушается. Вспомните чудесную сказку Р. Киплинга — «Маугли». Маленький мальчик вырос среди животных, научился понимать их язык, достиг удивительной ловкости. Но это только в сказке. Научные же наблюдения за детьми, выросшими среди животных и потом вновь попавшими в человеческое общество, показывают, что ни движения, ни психика этих детей не достигают той степени совершенства, которая свойственна обыкновенному ребенку, выросшему в нормальных условиях.

Один индийский ученый наблюдал двух девочек, найденных в джунглях в волчьем логове. Детей, вероятно, утащили волки. Младшая девочка вскоре умерла, а старшая долгие годы находилась под наблюдением ученого. Она не умела ходить, но довольно быстро передвигалась на четвереньках. Потом, когда ее обучили ходьбе, девочка при каждом волнении пыталась вновь передвигаться на четвереньках. Ела она подобно маленькому волчонку, без помощи рук, одним ртом, тщательно обгладывая кости. Много труда и времени потребовалось, чтобы научить ее пользоваться руками. Речь ее была совершенно неразвита. В течение нескольких лет удалось обучить ее лишь нескольким словам, но освоить полноценную речь, богатство и многообразие человеческих движений ей так и не удалось. Этот и другие подобные примеры убедительно доказывают относительную роль наследственных факторов и ведущую роль внешней среды и условий воспитания. Из этого примера следует еще один очень существенный вывод: потери в воспитании ребенка в раннем возрасте с трудом восполняются в более поздние периоды жизни.

Из наблюдений над малышами известно, что последовательность развития того или иного сложного двигательного акта — ползания, вставания, ходьбы — у разных детей различна. Один ребенок начал рано сидеть, но совершенно не ползал. Другой — много ползал и только потом научился самостоятельно садиться, вставать, а затем и ходить. Время освоения того или иного движения колеблется в довольно широких пределах.

Физическое воспитание ребенка заключается не только в предоставлении ему возможностей для широкой двигательной активности, но также и в обучении малыша движениям, в воспитании двигательных навыков. Это позволяет добиться наилучших результатов в гармоническом развитии ребенка. Какой же путь обучения движениям наиболее выгоден?

Для ответа на эти вопросы около тридцати лет назад группа ученых под руководством профессора А. Ф. Тура начала изучать влияние тех или иных приемов гимнастики на развитие движений ребенка. Оказалось, что физиологическая последовательность развития движений младенца строго определена, но может нарушаться в условиях нерационального воспитания. Было доказано, что для развития движений у ребенка раннего возраста и для достижения их высокого качества очень важную роль играют гимнастические упражнения.

Гимнастическими упражнениями называют такие специально подобранные движения, характер которых, амплитуда, а также мышцы, осуществляющие движение, строго обусловлены. В ходе выполнения гимнастических упражнений подготавливаются условия для выработки сложных движений и двигательных навыков, таких, как повороты туловища, ползание, переход в положение сидя, стояние и ходьба. Правильность и точность движений зависят от методики выполнения гимнастических упражнений, от того, насколько мать, воспитатель, методист хорошо освоили то или иное движение. Только при условии точного и правильного проведения ежедневных занятий гимнастикой получит ребенок то, чего ему не удается получить во время свободных, самостоятельных движений в периоды бодрствования.

Читайте также:  Седалищный нерв и воспаление грушевидной мышцы

При отсутствии в воспитании малыша гимнастики его двигательные навыки возникают и совершенствуются путем «проб и ошибок». При этом некоторые двигательные навыки так и не достигают совершенства, ребенок и в школьные годы продолжает оставаться неуклюжим, обладает неправильной осанкой, некрасивой, а значит и неэкономичной походкой.

Итак, физическое воспитание позволяет обеспечить ребенку наиболее быстрый, физиологически выгодный путь развития движений, помогает своевременному возникновению высоких качеств двигательного навыка.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод: физическое воспитание ребенка — как составная часть коммунистического воспитания — необходимое условие всестороннего развития детского организма. Оно является также средством, повышающим сопротивляемость к различным вредным воздействиям, то есть служит укреплению здоровья.

источник

В живом организме все время происходят процессы обмена веществ и энергии. При движении человека эти процессы усиливаются.

Всякое движение нашего тела сопровождается сложными химическими и физическими явлениями в мышцах. При этом про­исходит беспрерывное усвоение питательных веществ — углеводов, дающих энергию для работы мышц и других органов, и белков, необходимых для роста и развития организма.
Чем активнее работа мышц, тем быстрее кровообращение и тем больше крови (с находящимися в ней питательными веществами и кислородом) получают мышцы.
Рост мышц, вызываемый движениями, происходит за счет увеличения их длины и толщины. Но развитие мышц в результате упражнений зависит главным образом от влияния центральной нервной системы. При выполнении физических упражнений нерв­ные импульсы (раздражения), поступающие из мозга, заставляют мышцы сокращаться с большей силой.
Под влиянием физических упражнений мышцы становятся не только более твердыми и сильными, но и более растяжимыми; по­вышается их тонус, что препятствует образованию изъянов осанки.
Некоторые родители рассуждают так: для того чтобы ребенок хорошо поправлялся, ему надо меньше двигаться и побольше есть. Такой взгляд неверен. В мышце;, находящейся все время в покое и получающей с кровью достаточное количество питательных веществ, эти вещества не накапливаются. Они более энергично воспроиз­водятся только в том случае, если расхо­дуются. При работе мышца расходует свои питательные вещества, а во время отдыха они восстанавливаются с избытком. Но, чтобы мышца не истощалась, ее работа должна чередоваться с отдыхом — только при этих условиях в процессе двигательной деятель­ности будет происходить достаточное накопление в мышцах питательных ве­ществ.
Интересен, например, такой факт. При обследовании нескольких тысяч детей школьного возраста было выявлено, что активно занимающиеся на уроках физической культур!,и в школьных секциях, как правило, на 20—30% превосходят в силе своих сверстников, не посещающих этих занятий.
Но сильными, конечно, становятся не сразу. Развитие силы — процесс длительный. Попытки увеличить ее в короткие сроки недопустимы, так как это может затормозить развитие растущего организма.
Достаточная мышечная деятельность — одно из необходимых условий, хорошего раз­вития костей. Кости развиваются, растут и крепнут лучше у тех детей, которые систематически занимаются физическими упражне­ниями, участвуют в физическом труде. Но эти занятия должны быть посильными. Слишком длительные, сильные, не соответствую­щие возрасту мышечные напряжения вредны, они могут, в частности, вести к преждевре­менному окостенению и, следовательно, задержке роста.
Существует тесная связь между работой сердечной мышцы и остальных мыши тела. Чем больше и лучше работают мышцы тела, тем больше приходится работать и сердцу. Его сокращения становятся более сильными и частыми. Это значит, что сердце делается сильнее и выносливее.
Благодаря движениям, активизирующим деятельность сердца и сосудов, усиливается кровообращение.
При регулярных физических упражне­ниях происходит более совершенное приспо­собление сердца и легких к повышенной нагрузке. При физической деятельности сердце работает чаще и «выбрасывает» больше крови. Это способствует укреплению сердца и легких.
Физические упражнения воздействуют не только на органы кровообращения и дыха­ния, но и па обмен веществ в организме, ни мозг, на железы внутренней секреции.
Все новые и новые связи, возникающие в головном мозгу, совершенствуют, улуч­шают согласованность движений. Все органы начинают работать более согласовано. Через нервную систему они взаимно влияют: друг на друга, благодаря регулирующей роли головного мозга более согласован и идет их развитие.
Систематическими физическими упражнениями можно предупреждать различные нарушения в физическом развитии или устранять уже появившиеся.
В процессе физических упражнении организм постепенно становится способным выполнять значительно большую работу с меньшим расходованием сил. Выполнение движений делается более экономным, кра­сивым и достигает высокого совершенства, что благотворно сказывается на развитии ребенка, подростка, юноши и девушки.
Большую ошибку допускают те родители, которые ищут предлога, чтобы удержать де­тей от занятий физическими упражнениями, физическим трудом.
Разумеется, нагрузка должна соответствовать возрасту, состоянию здоровья и степени подготовленности, а с подросткового периода — и полу.
От рождения до 7 лет еще нет существен­ного различия в физическом развитии мальчиков и девочек. Но чем старше становятся дети, тем более заметны различия в строении их организма, связанные с полом. У девочек слабее развит плечевой пояс, но относительно более длинное туловище, шире таз, относительно короче ноги. Серийно-сосудистая система у них по сравнению мальчиками меньше по весу и объему. Эти различия в строении организма мальчиков и девочек важно учитывать при подборе и проведении занятий играми, гимнастикой детьми школьного возраста.
Надо иметь в виду, что но у всех детей, уже в пределах одного возраста, одинаковые здоровье и физическая подготовленность. Поэтому нельзя предъявлять ко всем одни и те же требования в занятиях гимнастикой, играми, спортом. Учащиеся при прохождении медицинского осмотра в школе распределяются на группы по состоянию здоровья и физической :подготовленности: основную, подготовительную и специальную.
К основной группе относятся школьники, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, но достаточно физически развитые. Они занимаются по программам физической культуры в полном объеме, могут заниматься спортом в одной из секций школьного коллектива, после надлежащей подготовки допускаются к спортивным соревнованиям.
В подготовительную группу включаются учащиеся, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных отклонении) и недостаточно физически подготовленные. Они занимаются по программам физической культуры, но при условии более постепенного прохожде­ния материала. Такая же осторожность соблюдается и в занятиях их в одной из спортивных секций школьного коллектива физической культуры.
Задача родителей заключается в том, чтобы соответствующим режимом, питанием, занятиями утренней гимнастикой, прогул­ками на свежем воздухе и другими мерами (по указанию врача) ускорить перевод ребенка из группы подготовительной в основ­ную.
К специальной группе относятся ученики, которые имеют значительные отклонения (постоянного или временного характера) в физическом развитии или состо­янии здоровья.
Нередко эти дети бывают застенчивы, пассивны или же, наоборот, вспыльчивы, легко возбудимы. На уроках физической культуры к ним нужен особый подход. Кроме того, с ними должны проводиться специаль­ные занятия лечебной физической культу­рой, корригирующими упражнениями.
Практика показывает, что в результате таких занятий у школьников, отнесенных к специальной группе, улучшаются пока­затели здоровья, физического развития и физической подготовленности. Достижения по бегу, прыжкам, подтягиванию и другим упражнениям приближаются к результатам хорошо физически подготовленных школь­ников.
Еще раз подчеркиваем, что неправильно поступают родители, требуя освобождения физически ослабленных детей от уроков физической культуры. Нужно посоветоваться с врачом, с учителем физической культуры и проводить дома то, что они рекомендуют: например, занятия упражнениями для улучшения осанки, борьбы с искривлениями позвоночника, плоскостопием и т. п. Отдельные корригирующие упражнения можно включать в утреннюю гимнастику.
Как только дети окрепнут, их следует перевести на обычный, нормальный, режим, включающий посильные занятия физической культурой не только на школьных уроках и в секциях, но и в домашних условиях.
Обязательно узнайте в школе, к какой группе отнесен ваш ребенок. Это поможет вам, наблюдая за его занятиями дома, более правильно рекомендовать ему те или иные игры и упражнения.

Линейка в пионерском лагере затянулась. Ребята стояли в положении «смирно» и слу­шали старшего вожатого. Вдруг правофлан­говый Юра Петров как-то странно покач­нулся и упал на дорожку; лицо его, обычно бледное, стало совсем восковым, глаза за­крылись.
Девочки закричали, вожатый кинулся к Юре, но тот уже пришел в себя и смущенно улыбнулся. Мальчику не позволили поднять­ся — товарищи на носилках понесли его в кабинет врача и остались ждать у двери. Что скажет доктор Мария Петровна? На­верно, велит увезти Юру в Москву? Или вы­зовет «скорую помощь»?
Через полчаса дверь кабинета откры­лась, и на крылечко к общему удовольствию вышел сам Юра.
— С ним ничего страшного,— объяс­нила ребятам Мария Петровна.— Просто он слишком быстро растет.— И, подумав, добавила:— А физкультурой занимается ма­ло.
Что же все-таки произошло с Юрой? Попробуем объяснить это подробнее.
Возраст между 13—14 и 17—18 годами— один из важных узловых периодов развития и роста организма. В эти годы начинается половое созревание, происходит структур­ное оформление, завершение развития ряда органов и систем. Особенно бурно растет сердце. Так, если за семь лет — от 7 до 14— оно увеличивается в объеме на 33%, то за четыре последующих года — от 14 до 18 лет— оно становится больше на 60%.
В результате у подростков, юношей иног­да возникают изменения в механизме кро­вообращения. Это не болезнь, а своего рода «трудности роста». Быстрое развитие подчас приводит к изменению сердца — оно несколько увеличивается в размере, особенно за счет левого желудочка.
Наблюдения показывают, что эта гиперт­рофия сердца бывает у юношей значительно чаще, нежели у девушек. Такие ребята отличаются хорошим физическим развитием, нередко преждевременным половым созреванием и могут выглядеть старше своего возраста. Обычно они ни на что не жалуют­ся. Артериальное давление у них нормальное, иногда лишь немного повышено; пульс замед­ленный.
При некоторой задержке формирования сердечно-сосудистой системы может возни­кать и противоположный вариант юноше­ского сердца — малое, или «капельное», сердце. Сердце как бы не поспевает за росгом организма.
Подростки или юноши с «капельным» сердцем отличаются обычно высоким ростом, узкой грудной клеткой; они худощавы., с плохо развитой мускулатурой.
Если такому подростку или юноше приходится долго стоять в положении «смирно», например на линейках в школе или в пионерских лагерях, у него могут возникать головокружения, шум в ушах и даже обмороки. Нередко таких ребят, вопреки врачебным советам, лишают всякой физической нагрузки, запрещают им заниматься физ­культурой, катанием на лыжах, коньках, велосипеде и т. п. Бывает так, что практи­чески здоровых подолгу держат в постели, не выпускают на воздух.
Это не только вредит здоровью, но и на­носит немалую психическую травму, так как приучает считать себя больным. В ре­зультате таких тепличных условий, особен­но если их устанавливают с детства, ребята плохо развиваются физически, растут блед­ными, склонными к частым простудным заболеваниям.
Хуже всего сказывается такой щадящий режим на имеющих малое сердце. Ведь для них правильная физическая закалка — главное средство укрепления сердечно-сосу­дистой системы. Очень хороший эффект дают гимнастика по утрам с последующим теп­лым душем или обтиранием; в свободное время — ходьба на лыжах, катание на коньках, туризм; полезно плавание в бассейне.

источник

Физические нагрузки при трудовых процессах, естественных движениях человека, занятиях спортом оказывают влияние на все системы организма, в том числе и на мышцы. Как известно, спортивная тренировка увеличивает силу мышц, эластичность, характер проявления силы и другие их функциональные качества.

Под влиянием усиленной мышечной деятельности происходит рефлекторное расширение кровеносных сосудов, улучшается питание работающего органа, прежде всего мышц, а затем и близлежащих органов, в частности кости со всеми ее компонентами .

Под влиянием занятий спортом изменяется внешняя форма костей. Они становятся массивнее и толще за счет увеличения костной массы. Все выступы, гребни, шероховатости выражены резче. Эти изменения зависят от вида спорта. Так, у тяжелоатлетов кости массивнее, чем у пловцов, особенно в верхнем отделе скелета и верхних конечностях.

Переломы у спортсменов срастаются быстрее. Суставной хрящ, покрывающий суставные поверхности костей, может утолщаться, что усиливает его амортизационные свойства и уменьшает давление на кость.

Еще в начале века выдающийся физиолог И. М. Сеченов установил, что во время труда и после него быстрее устраняет утомление не полный покой, а смена деятельности – активный отдых, т.е. физкультура. В 60-е годы киевский профессор И. В. Муравов установил “эффект погашения” утомления при выполнении движений ненагруженными мышцами. Оказалось, что это связано с возбуждением центров, бездействовавших во время работы, и более глубоким торможением утомленных центров. Отсюда нормализация функций нервной системы, кровообращения, дыхания, органов чувств. Получалось, что упражнение – универсальный стимулятор и восстановитель физической и умственной работоспособности. Опираясь на это, кандидат биологических наук В. М. Баранов систематизировал восстановительный эффект упражнений и разделил его на три группы.

К первой группе относятся упражнения, способствующие повышению возбудимости нервной системы: динамические упражнения (маховые движения конечностями с большой амплитудой, интенсивные потягивания, наклоны в стороны, вперед и назад, приседания, выпады, прыжки, ходьба, бег и др.); значительные сокращения мышц без внешнего движения (изометрические упражнения с напряжением отдельных групп мышц, например, некоторые йоговские позы-асаны и др.); тонизирующие дыхательные упражнения с задержкой дыхания на вдохе и др.

Ко второй группе относятся упражнения, понижающие возбудимость ЦНС при нервном и эмоциональном перенапряжении и возвращающие ее к оптимальному тонусу: произвольные мышечные расслабления (расслабления отдельных групп мышц, активное расслабление мышц при аутогенной тренировке, медитации и др.); успокаивающие дыхательные упражнения (спокойное ритмическое дыхание, дыхание с задержкой на выдохе и др.); динамические упражнения, выполняемые резко с большим мышечным напряжением, дающие двигательную разрядку и активное расслабление мышц рук и туловища за счет быстрого падения их под действием силы тяжести (потряхивание руками и др.).

В третью группу входят упражнения, нормализующие мозговое и периферическое кровообращение: интенсивные потягивания с глубоким дыханием, движения головой (повороты, наклоны, круговые движения), движения руками (вверх, вперед, назад, поочередные и одновременные круговые движения в плечевых суставах); наклоны туловища вперед и назад; движения нижними конечностями в области тазобедренного сустава (движения ногами сидя, приседания, подъемы на носках); чередование напряжений и расслаблении отдельных мышечных групп (рук, спины, живота, бедер); изменение позы, сидя с перераспределением массы тела на другие мышечные группы; прыжки, ходьба, бег, дыхательные упражнения (с задержкой дыхания на вдохе и выдохе) и др.

Комплексы упражнений, выполняемых с целью повышения работоспособности на производстве, составляют производственную гимнастику. В свою очередь последняя разделяется на зарядку, или вводную гимнастику, физкультурную паузу, физкультурные минутки, микропаузы и оздоровительно-профилактическую гимнастику.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8389 — | 8014 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Татьяна Зологина
Влияние физических упражнений на организм ребенка

Физические упражнения, естественные факторы природы – солнце, воздух и вода, их систематическое использование успешно разрешают такие задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма, всестороннее физическое развитие и особенно развитие быстроты, силы и выносливости, формирование правильных двигательных навыков, воспитание высоких моральных и волевых качеств.

Известно, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.

Для полноценного физического развития ребенка необходимо, чтобы он занимался физическими упражнениями, играл в подвижные игры, пользовался лыжами, коньками, совершал пешеходные экскурсии.

В подвижных играх, физических упражнениях развивается быстрота, ловкость движений, а также находчивость, выдержка, умение действовать сообща.

Следовательно, в физическом воспитании должны найти свое место как меры по укреплению здоровья ребенка и закаливанию его организма, так и умело подобранные игры, физические упражнения. Чем яснее родители и воспитатели осознают важность всех указанных задач, тем легче найти общую линию воспитания в семье и в детском саду.

Я считаю, что игра одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности, совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т. д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

В нашем детском саду постоянно организуются физкультурные досуги, ежегодно — физкультурные праздники (летний и зимний, когда дети показывают свои умения, соревнуются в скорости и ловкости.

Читайте также:  Система питания при наращивании мышц

Основные движения ребенка в возрасте от 3 до 7 лет постепенно совершенствуются. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить, как ходят, бегают, прыгают трехлетние и семилетние дети, как выполняют они задания, связанные с быстротой, ловкостью, умением владеть своими движениями, действовать сообща, преодолевать препятствия.

Но не только возраст играет здесь роль. Все эти ценные качества и умения развиваются хорошо, если ребенок имеет возможность упражняться; в противном случае он и к концу дошкольного возраста остается неловким в движениях, несмелым.

Важно подбирать для детей игры и доступные упражнения, всесторонне развивающие их. В подвижных играх развиваются физические силы детей, крепнет здоровье, лучше становится аппетит, сон.

В коллективном воспитании детей в детском саду подвижным играм мы уделяем большое внимание. Ежедневно с детьми проводится та или иная игра, выбираются игры с разными видами движений: с бегом, прыжками и т. д.

В воспитании физически крепкого, всесторонне развитого ребенка значительное место отводится также гимнастике. Каждый комплекс упражнений повторяется две недели. Во время гимнастики обеспечена максимальная двигательная активность детей.

Следует также присматриваться к тому, как ребенок ходит, бегает, прыгает, и, если нужно, показать ему правильные приемы движений.

Адаптационные возможности органов дыхания и сердечнососудистой системы в дошкольном возрасте ниже, чем у взрослых, поэтому физические упражнения строго дозируются.

Можно использовать готовые комплексы, а можно составлять самим с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма: потягивание, ходьба, мышцы шеи, рук и плечевого пояса, мышцы туловища и живота, мышцы ног, общего воздействия, силового характера, на расслабление, дыхательные.

Полезны занятия в форме так называемых двигательных рассказов, где ребенок может создавать знакомые ему образы, т. е. имитировать и подражать героям.

Использование таких приемов, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста средствами физических упражнений подвижных игр Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста средствами физических упражнений подвижных игр». подготовила старший воспитатель МКДОУ.

Влияние подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников Содержание Введение…. Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств дошкольников с помощью.

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе с элементами физических упражнений «На помощь Витаминке!» Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, физическая культура. Образовательная область: «Познавательное.

Консультация для родителей «Влияние физических упражнений на свежем воздухе на самочувствие и здоровье дошкольника» Влияние физических упражнений на свежем воздухе на самочувствие и здоровье дошкольника Пребывание на открытом воздухе повышает обменные.

Основные формы и виды физических упражнений Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, созданные и применяемые для развития физических способностей, укрепления.

Развитие физических качеств дошкольников посредством игровых упражнений Развитие основных физических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Посредством движения в дошкольном возрасте.

Влияние семьи на развитие ребенка Статья на тему:«Влияние семьи на развитие ребенка». Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет.

Влияние игры на развитие ребенка Задумайтесь на секунду, во что играют наши дети? Думаю ответ на этот вопрос не будет затруднителен. Радует если у многих из нас прозвучит.

Влияние шума на организм человека Слайд 1 Влияние шума на организм человека Слайд 2 Всё живое купается в море звуков Слайд 3 Мы всё время слышим различные звуки природы Шум.

Влияние современных мультфильмов на психику ребенка Мультфильмы продолжают занимать главенствующее место в жизни современного ребенка. Однако все чаще и чаще смысл и качество анимации не соответствуют.

источник

Когда дети играют в пятнашки (салки) или занимаются другими физическими активностями, они не только укрепляют свои мышцы, но и становятся умнее. Физические упражнения оказывают множество положительных эффектов на головной мозг не только взрослого человека, но и ребенка. Согласно исследованиям, чем младше ребенок, тем эффективнее это положительное воздействие.

Вот лишь малый список преимуществ, которые получает ваш ребенок при физических занятиях:

  • Физические упражнения повышают приток крови к головному мозгу. Кровь доставляет кислород и глюкозу, которые необходимы для повышения концентрации внимания и умственного развития. Физические упражнения способствуют осуществлению этих процессов на естественном уровне, не перегружая при этом ребенка. Исследования 2007 года доказали, что если ребенок в течение трех месяцев постоянно занимается спортом, это позволяет на 30% увеличить приток крови в ту часть головного мозга, которая отвечает за память и обучаемость.
  • Физические упражнения формируют новые мозговые клетки в той части головного мозга, которая называется зубчатой извилиной и отвечает за память. Ученые утверждают, что физические упражнения стимулируют рост нервов. Люди, которые занимаются спортом на постоянной основе, развивают кратковременную память, обладают быстрой ответной реакцией и имеют высокий уровень творческого потенциала.
  • Исследования доказали, что физические упражнения формируют основной уровень нейротровического фактора головного мозга. Этот фактор способствует разветвлению нервных клеток головного мозга, их объединению и взаимодействию этих клеток друг с другом в новых нейронных путях, которые заставляют вашего ребенка быть открытым к изучению и более активным в стремлении к знаниям.
  • Психологи обнаружили, что ребенок с хорошей физической подготовкой выигрывает в серии познавательных задач, а МРТ показывает значительно большее базальтовое ядро, которое является ключевой частью головного мозга, отвечающей за поддержку внимания, проверку исполнения и возможностью решительно координировать действия и мысли.
  • Независимые исследования обнаружили, что головной мозг ребенка, который ведет активный образ жизни, имеет гиппокамп, превосходящий по размеру гиппокамп ребенка, который не занимается спортом. Гиппокамп и базальновое ядро оказывают влияние на структуру и функции головного мозга.
  • Физические упражнения развивают способности ребенка к изучению. В 2007 году немецкие исследователи обнаружили, что после выполнения физических упражнений люди учили на 20% больше словарных слов.
  • Физические упражнения развивают творческие способности. Эксперимент 2007 года доказал, что 35-минутная пробежка на беговой дорожке с повышением пульса до 120 ударов в минуту улучшает познавательную способность, эффективность мозгового штурма, производительность творческих способностей и оригинальность мыслей.
  • Активности, которые включают балансировку и прыжки, усиливают вестибулярную систему, которая формирует пространственное воображение и умственную активность. Это позволяет заложить основу для чтения и других академических способностей.
  • Стресс разрушает мозг ребенка (статья на эту тему). Физические упражнения снижают воздействие стресса, сохраняя мозговую деятельность в равновесии и способствуя балансу между химической, электрической системами органов. Этот эффект очень похож на действие антидепресантов.
  • Ученые установили связь между победами в спортивных состязаниях и академической успеваемостью, проводя исследования среди детей начальных классов. Исследования показали, что дети, которые принимали участие в спортивных мероприятиях, были более уверенны в своих силах, учились работе в команде и лидерству. 81% женщин, которые преуспели в бизнесе, активно принимали участия в спортивных соревнованиях, когда учились в школе.
  • Шведские ученые доказали, что кардио тренировки (бег, прыжки и т.д.) неразрывны с приобретением знаний в детстве. Занятия аэробикой способствуют выработке специального гормона роста и протеина, которые стимулируют работу головного мозга.
  • Физические упражнения повышают силу, гибкость и выносливость вашего ребенка. Это дает ребенку преимущество во время преодоления физических трудностей, с которыми он сталкивается по мере взросления, например, бежать за уезжающим школьным автобусом, нести тяжелые книги и завязать шнурки на ботинках.

Ниже представлены подсказки, которые помогут вам сделать ребенка более активным:

1. Будьте примером для вашего ребенка. Для начала вы сами должны много гулять, бегать, кататься на велосипеде или играть в различные виды спорта. Исследования доказали, что ребенок дошкольного возраста, чьи родители ведут активный образ жизни, также стемятся быть активными. Родители могут влиять на ребенка тремя путями: быть образцом для подражания, помочь ему быть активным и быть активным вместе с ним.

2. Сделайте фитнес приоритетным занятием в вашем доме. Введите ограничения на просмотр телевизора, видео игры и интернет.

3. Сделайте фитнес веселым занятием. Поддерживайте ребенка в его стремлении заниматься спортом. Не ограничивайте его в этом направлении.

4. Подталкивайте вашего ребенка к прогулке. Не используйте автомобиль, если вы идете вместе с ребенком в место, которое находиться в пешей доступности. Ищите возможность для прогулки (ходите в магазин или на рынок, больше поднимайтесь и спускайтесь по лестнице). Постепенно увеличивайте расстояния, которые вы преодолеваете с ребенком, таким образом вы будете укреплять необходимые группы мышц. Заставьте ребенка полюбить пешие прогулки. Это будет огромным преимуществом для него в будущем.

5. Прививайте ребенку любовь к пробежкам. Бегайте вместе с ребенком или сделайте это общей деятельностью с друзьями и родственниками.

6. Пусть ребенок катается на велосипеде, самокате, роликовых коньках, скейтборде (убедитесь, что он имеет все необходимые средства защиты: шлем, налокотники, удобную одежду). На следующее день рождения подарите ему один из таких подарков вместо очередной видео игры.

7. Танцуйте с вашим ребенком. Танцы доставляют больше удовольствия, чем классические физические упражнения.

8. Устройте соревнования. Это может быть бег наперегонки (дайте фору детям помладше), прыжки на скакалке, гонки на велосипеде и т.д.

9. Ходите на пикники. И не забудьте взять мяч или фризби.

10. Не будьте слишком строги к активной жизни ребенка. Регулярные физические упражнения и активности – вот, что прекрасно. Перфекционизм – это не ваша конечная цель. Если у вашего ребенка был очень тяжелый день, старайтесь не откладывать прогулку или бег. Но если у него совершенно нет сил и времени, то конечно стоит отложить это на следующий раз.

11. Родители подростков должны быть более бдительны к контактным играм, таким как футбол. Исследования доказали, что дети в возрасте до 14 лет не должны участвовать в играх со столкновениями. Большинство детей, которые играли в контактные виды спорта в раннем возрасте, имели признаки хронической травматический энцефалопатии, то есть органическое поражение головного мозга. Это может привести к ухудшению памяти, депрессии и даже слабоумию.

Друзья, если вам понравилась статья, поделитесь ею с остальными. Мы желаем крепкого здоровья вам и вашим детям!

источник

Кафедра физической культуры и спорта

Выполнила: Алилекова Светлана

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №74 Заельцовского района

2. Влияние оздоровительной физической культуры на организм

3. Физические упражнения и ритм жизни школьников

3.2. Гигиена умственного труда

3.4. О привычках вредных и полезных

4. Двигательная активность

6. Список использованной литературы

Сегодня обостряется проблема о сохранении и улучшении здоровья современных школьников. Всем известно, что успеваемость и качество выполняемой работы в школе напрямую зависит от самочувствия школьника,

от состояния его здоровья.

Как же сохранить здоровье школьников, помочь добиться им высокой работоспособности, профессионального долголетия? Один из методов улучшения их здоровья — занятия физической культурой и спортом.

Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал

бы великую роль физической культуры и спорта в современном обществе. В спортивных клубах, независимо от возраста, занимаются физической культурой миллионы людей. Физические тренировки «становятся катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия».

В наши дни всё больше видов трудовой деятельности вместо грубых физических усилий требуют точно рассчитанных и точно скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психологическим возможностям человека, сенсорным возможностям и некоторым другим физическим качествам. Одним из главных условий является высокий уровень общей работоспособности, гармоничное развитие профессиональных, физических качеств. Используемые в теории, методике физической культуры понятия о физических качествах очень удобны для классификации многообразия тренировочных средств и, по существу, являются критерием качественной оценки моторной функции человека. Выделяются четыре основных двигательных качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Каждому из этих качеств человека присущи свои структуры и особенности, которые в целом характеризуют его физические особенности.

Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов физической тренировки — уменьшение частоты сердечных сокращений в покое как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде.

Помимо выраженного увеличения резервных возможностей организма под влиянием оздоровительной тренировки чрезвычайно важен также ее профилактический эффект, связанный с опосредованным влиянием на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний.

В любом возрасте, особенно в период интенсивного роста, с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости— показатели жизнеспособности организма. Многочисленные исследования врачей и ученых свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека.

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ.

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат, пластического обмена (прежде всего в мышечной системе).

Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Однако использование предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту — угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Отрицательный аналогичный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки.

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Неправильно организованный труд школьников может принести вред здоровью, поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.

Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет школьнику выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа — формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям, к разумно организованному распорядку дня помогают поддерживать в течение учебного года хорошую работоспособность.

Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного учебного заведения (расписания занятий), оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов.

В каждом из нас заложены своеобразные биологические часы — счетчики времени, согласно которым организм периодически и в определенных параметрах изменяет свою жизнедеятельность. Все биоритмы классифицируются по нескольким группам. Особое значение среди них имеют суточные, или циркадные, ритмы.

Известно, что переход от дня к ночи сопровождается рядом физических изменений. Понижается температура воздуха, увеличивается его влажность, меняется атмосферное давление, интенсивность космического излучения. Эти природные явления в процессе эволюции человека способствовали выработке соответствующих адаптационных изменений в физиологических функциях. У большей части функций организма повышается уровень деятельности в дневные часы, достигая максимума к 16-20 часам, и понижается ночью.

Например, у большинства людей наименьшая биоэлектрическая активность головного мозга фиксируется в 2-4 часа ночи. Это является одной из причин увеличения числа ошибок при умственном труде поздним вечером и особенно ночью, резкого ухудшения восприятия и освоения информации в эти часы.

Работоспособность сердечной мышцы на протяжении дня меняется дважды, обычно понижаясь в 13 и 21 час. Следовательно, в такое время нежелательно подвергать свой организм большим физическим нагрузкам. Капилляры больше всего расширены в 18 часов (в это время у человека высокая физическая работоспособность), а сужены — в 2 часа ночи.

Суточные биоритмы отражаются на работе системы пищеварения, желез внутренней секреции, на составе крови, на обмене веществ. Так самая низкая температура тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая — в 17-18 часов. Суточные ритмы отличаются высокой стабильностью. Зная рассмотренные закономерности, человек может правильнее построить свой режим дня.

Следует также учитывать, что далеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. Однако с помощью волевых усилий человек в состоянии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо при изменении смены учебы, перемене временного пояса. В таких случаях включаются мощные адаптивные механизмы организма.

Читайте также:  Стретчинг для мышц живота

Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня. Помимо разумного распорядка дня выделим следующие составные части рационального образа жизни школьника, от соблюдения которых зависят успех в учебе и хорошее здоровье: гигиена умственного труда, правильное питание, сон, оптимальная двигательная активность, избавление от вредных привычек.

3.2. Гигиена умственного труда.

Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функционируют с невысокой степенью напряжения.

Второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным мышлением», так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У школьников — это повторение пройденного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык. В данном случае психофизиологические механизмы мозга работают с большим напряжением. Эффективно подобная деятельность может продолжаться 1,5-2 часа.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе старых. При деятельности такого рода происходит наиболее активное функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.

Знание приведенной классификации должно помочь школьникам правильно организовать свой учебный труд. Специалисты по гигиене умственного труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать перерывы через 1,5-2 часа, а при третьем виде умственной деятельности — через 40-50 мин. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. Поэтому 10 минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умственной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

Во время такого перерыва организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений. Научными исследованиями доказана эффективность такого активного отдыха. Мышцы как бы «подзаряжают» мозг.

Немало споров возникает вокруг вопроса об использовании музыки в процессе умственного труда. Венгерский ученый М. Алмази категорически утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негромкой музыки нецелесообразно. Он считает, что воздействие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход «психической энергии».

Музыку лучше всего использовать в периоды отдыха. Кроме того, при решении вопроса о включении музыки в процесс умственной деятельности целесообразно учитывать специфику предстоящей работы. Выполнение сложной работы требует тишины, которая помогает сосредоточиться. Если же умственная деятельность более простая, как, например, решение задач по известному алгоритму, перевод с иностранного языка со словарем, переписывание конспекта и т. п., то музыка может ускорить её. Надо заметить также, что влияние музыки на качество умственной работы зависит от индивидуальных привычек.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не

должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку. Часто приходится наблюдать, как школьники сидят за столом с согнутой спиной, низко наклонив голову. В таком положении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется позвоночник, сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклонённым туловищем (на 75-80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за правильностью своей позы, и она станет для вас привычной.

На столе желательно иметь пюпитр-подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока.

Академик разработал общие рекомендации, важные для успешного умственного труда.

1) Втягиваться в работу постепенно, как после ночного сна, так и после отпуска.

2) Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальным учёный считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда. При этом быстрее наступает утомление.

3) Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно выше, если придерживаться заранее запланированного распорядка дня и смены видов умственного труда.

4) Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособности, поддержанию ее на оптимальном уровне.

Необходимо организовывать кратковременный отдых, активно включать в режим дня занятия физическими упражнениями.

Человек издавна использовал питание в качестве одного из важнейших средств для укрепления здоровья. Недаром древнегреческие мудрецы утверждали: человек есть суть того, что ест, а Сенека писал, что умеренное питание повышает умственные способности. Ум, говорил он, тупеет от пресыщения.

Современная наука достигла определенных успехов в изучении вопросов рационального питания. Хорошо известно, что его основу составляют получаемые с пищей белки, жиры, углеводы, а также витамины и минеральные вещества.

Белки, или протеины, имеют наибольшее значение для жизнедеятельности организма. Средняя потребность организма в белках составляет 1-1,3 г на килограмм массы тела. Для школьников, активно занимающихся физической культурой и спортом, из-за повышенного расхода энергии потребность в белках возрастает приблизительно в 1,5 раза. В суточный рацион школьника следует включать белки как животного, так и растительного происхождения. Из растительных наибольшей ценностью и биологической активностью обладают белки сои, картофеля, овсянки, гречневой крупы, фасоли, риса.

Жиры — наиболее концентрированный источник энергии. Вместе с тем в организме они выполняют и другие важные функции: совместно с белками образуют структурную основу клеток, защищают организм от переохлаждения, служат естественными источниками витаминов А, Е, Д. Поэтому жиры и особенно их основной компонент — жирные кислоты — являются незаменимой составной частью пищи.

Линолевая кислота находится преимущественно в растительных маслах. Из общего количества жиров, входящих в пищу, рекомендуется потреблять 30-40 % растительных. Потребность организма в жирах составляет примерно 1-1,2 г на килограмм массы. Избыток жиров ведет к появлению излишней массы тела, отложению жировой клетчатки, нарушению обмена веществ.

Углеводы считаются основным источником снабжения организма энергией. Кроме того, они необходимы для нормального функционирования нервной системы, главным образом головного мозга. Доказано, что при интенсивной умственной деятельности расходы углеводов повышаются. Углеводы также играют важную роль в обмене белков, окислении жиров, но их избыток в организме создает жировые отложения.

Теперь немного о витаминах, которые также являются необходимым компонентом питания. Витамины входят в состав ферментов, активизируют обмен веществ, повышают иммунитет человека, его умственную и физическую работоспособность. Большинство витаминов не синтезируется в организме, поэтому в необходимом количестве они должны поступать с нишей.

Особую роль играет витамин С — аскорбиновая кислота. Он принимает активное участие в окислительно-восстановительных процессах, обладает сосудоукрепляющим эффектом, повышает сопротивляемость организма. Витамин С усиливает кроветворную функцию, помогает окислению некоторых промежуточных продуктов обмена, образующихся при выполнении физических нагрузок, нормализует обмен белков и углеводов, улучшает работу нервной системы, печени, повышает устойчивость организма к температурным колебаниям, ускоряет восстановление после физических нагрузок.

Витамин Б (тиамин) необходим для нормальной работы нервной системы, принимает активное участие в обмене веществ. Он нормализует кислотность желудочного сока, повышает иммунитет организма, обеспечивает лучшее использование углеводов. Средняя потребность в витамине В составляет 1,6-2 мг в день, достаточно его содержится в хлебных изделиях грубого помола, пшенной, овсяной и гречневой крупах, в яйцах, мясе.

В организме школьников, регулярно занимающихся физическими упражнениями, при интенсивных физических нагрузках происходит некоторая потеря таких минеральных веществ, как цинк, медь и особенно железо. Поэтому необходимо увеличивать их потребление в питании.

3.4. О привычках полезных и вредных.

Привычки — это форма нашего поведения. Недаром говорил: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она».

Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, вредные, — наоборот, тормозят ее становление. Привычки чрезвычайно устойчивы.

Еще Гегель подчеркивал, что привычки делают человека их рабом. Поэтому в школьном возрасте важно выработать у себя полезные привычки и решительно бороться с вредными, грозящими перейти в пороки.

Полезными привычками можно назвать стремление к регулярному повышению знаний, к занятиям физическими упражнениями, а также к таким прекрасным формам проведения свободного времени, как чтение, посещение театров, кино, прослушивание музыки. Все эти формы досуга, естественно в разумных параметрах времени, обогащают человека, делают жизнь интереснее, способствуют самосовершенствованию.

Однако в школьные годы возникает немало и вредных привычек. К ним можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям. Но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными напитками. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.

Среди так называемых факторов риска, вызывающих заболевания сердечно-сосудистой системы, ведущие кардиологи мира курению отводят третье-четвертое место. Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения на основе статистических данных разработал таблицу, по которой можно приблизительно определить, насколько сокращается возможная длительность жизни человека из-за курения. Согласно этой таблице человек 20-25 лет, выкуривающий до 9 сигарет в день, уменьшает срок своей жизни на 4-6 лет, выкуривающий 10-19 сигарет — на 5-7 лет.

Никотин отрицательно действует на железы внутренней секреции, и особенно на надпочечники. Они начинают больше обычного выделять гормон адреналин, излишек которого вызывает сужение сосудов.

У курящих наблюдается также более раннее появление гипертонической болезни, стенокардии. Печален факт распространенности этой привычки у школьников.

Несовместимо курение с регулярными занятиями физической культурой и спортом, поскольку мышечные нагрузки усиливают отрицательное воздействие курения на организм. У курящего спортсмена возникает опасность быстрого развития перенапряжения, более замедленного протекание восстановительных процессов после тренировки. Ухудшается освоение новых двигательных навыков, понижается такое физическое качество, как быстрота. Нужно всеми методами искоренять эту привычку у школьников.

Еще большее зло приносит употребление алкоголя (этилового спирта) в любом его виде (водка, вино, пиво и т. д.). Помимо отрицательного воздействия на биологическую природу человека, он оказывает сильное влияние на его социальную сущность. При постоянном употреблении алкогольных напитков происходит деградация личности, утрачивается служебное положение, разрушается семья. Рассмотрим физиологическое воздействие алкоголя на организм. Попадая в кровь, он действует на мозг и вызывает у большинства людей состояние веселья, повышенного стремления к общению, раскованности. Это одна из причин употребления школьниками (чаще старшеклассниками) алкогольных напитков.

При этом нарушаются восприятие, деятельность двигательных центров мозга и органов равновесия. Из-под контроля выходят примитивные инстинкты. Этим можно объяснить необузданные вспышки гнева, повышенную агрессивность.

Уменьшается также физическая работоспособность, сила мышц, нарушаются двигательные навыки и умения. У некоторых школьников бытует мнение, что небольшие дозы спиртных напитков улучшают аппетит. Мнение это неправильное. Вместо ожидаемой пользы от частых приемов спиртного развивается привыкание к нему, ведущее к алкоголизму. Причем стать хроническим алкоголиком может и человек, пьющий только пиво.

Происходит постепенное «падение» человеческой личности. Причинами его становятся ограниченность интересов, слабоволие, а также безразличие окружающих людей. Жизненно важно для таких людей — включение собственной воли, решительная борьба с этой вредной, калечащей привычкой.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ.

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обуславливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 — 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 — 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9-10 классе меньше, чем в 6-7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.

Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Отрицательные последствие гипокинезии проявляется также в сопротивляемости молодого организма простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы . Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем в организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Мышцы составляют от 40 до 56% массы тела человека, и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья, если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью.

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. В высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.

Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают деятельность желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.

Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде, в результате чего увеличивается “жизненная ёмкость” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т. е. служит профилактикой возможных заболеваний. Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких.

Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.

Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек с неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-З0 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Целостность человеческой личности проявляется прежде всего во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т. п.

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение физической культуры в развитии здорового образа жизни школьников огромно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Советская система физического воспитания. Под ред. . М.: «Физкультура и спорт», 1975.

2. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. . М.: «Физкультура и спорт», 1998.

3. Психология. Под ред. . М.: «Физкультура и спорт», 1987.

4. Л . А. Лещинский. Берегите здоровье. М.: «Физкультура и спорт», 1995.

источник