Меню Рубрики

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета мышц

Задачи урока: раскрыть условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторить знания об опорно-двигательной системе.

Цель урока: доказать необходимость движения:

  • для жизни человека;
  • 2.для здоровья;
  • для формирования красивой осанки, а отсюда и красивой фигуры.

Оборудование: макет скелета человека, модели строения позвонков, таблица “Осанка, нарушение осанки”, презентация, волновые тренажеры Агашина, портреты ученых.

Звучит песня Высоцкого “Утренняя гимнастика”.

Сообщение темы и цели урока.

Сейчас вы слышали веселую песенку про утреннюю гимнастику.

Тема нашего урока: “Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка”.

Сегодня на уроке мы рассмотрим очень важные проблемы, касающиеся здоровья. Слайд №3.

Говорить о здоровье нужно в хорошем настроении. (Повесить картинку солнышко)

Мотивация учебной деятельности.

Мы живем в XXI веке. Современный человек не представляет себе жизнь без техники: телевизора, компьютера, автомобиля. И все чаще нам, современникам, приходиться слышать о частых болезнях: инфаркт, гипертония, ожирение. Этим и другим заболеваниям чаще подвержены люди, ведущий малоподвижный образ жизни.

В современной технике влекущий за собой гиподинамию каждый должен противопоставить:

— оптимальный двигательный режим,

— отказ от вредных привычек.

Цель нашего урока размышление: доказать необходимость движения:

  • для жизни человека;
  • для здоровья;
  • для формирования красивой осанки, а отсюда и красивой фигуры.

В человеке должно быть все прекрасно.

Вопрос учителя: А давно ли люди стали заботиться о своем здоровье?

Первая страничка урока – размышления “Историческая”.

Наш класс разбит на три группы по желанию. Каждой группе было дано домашнее задание: Найти материал об истоках фразы “Движение это жизнь”.

Слово первой группе. (Портрет Гиппократа)

Слово третьей группе. (Портрет Авиценна)

Таджикский ученый Авиценна утверждал, что занятие физическими упражнениями являются источниками красоты: “Подвижный, быстрый человек гордиться стройным станом”.

Вторая страничка урока. Рост, развитие скелета и мышц у человека.

Появился на свет человек – маленькая кроха. Каков у него скелет?

Первая группа занималась проблемой маленьких детей.

Книга Резанова Е.А. “Биология Человека” стр. 100.

Рассмотреть схему формирования прямохождения и изгибов позвоночника в первый год жизни ребенка.

Вопрос учителя: Как происходит изменение скелета с возрастом?

Третья страничка урока. Значение физических упражнений для развития скелета и мышц.

Вопрос учителя: А есть ли другие способы увеличить скелетные мышцы кроме тренировки. (Допинги)

Допинг – это вещество, которое резко поднимает на короткое время мышечную силу. Результат будет лучше не за счет совершенства техники, а за счет приема препарата. За временным повышением работоспособности, может последовать полная инвалидность. В спорте применение этих веществ категорически запрещено.

“Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным отношением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры”.

Ну, а теперь вернемся к понятию «гиподинамия«.

Раздать схему о гиподинамии детям.

Повесить плакат на доску. (Слово «гиподинамия»).

Можно ли сделать вывод, что “Движение – это жизнь”.

Повесить плакат на доску «Движение – это жизнь».

Запись в тетради фразы “Движение – это жизнь”.

Вопрос учителя: Что же делать, что бы не было гиподинамии?

Ответ: Заниматься физическими упражнениями.

Начинать их нужно делать уже утром, в постели.

Проснулись, подтянулись, улыбнулись (при улыбке задействованы 17, а при плаче 43 мышц лица) – смеяться выгоднее, чем плакать.

Затем идет утренняя зарядка. Само слово зарядка дает заряд бодрости и настроения на весь день. Утренняя зарядка идет на подтягивание, растяжение во все стороны.

Советую ходить пешком. Мудрость гласит: “Пешком ходить – долго жить”.

В режим дня нужно включать физические упражнения во время домашней работы.

Занимайтесь бегом, зарядкой под контролем пульса. После бега, пульс не должен превышать 130 ударов в минуту.

Если во время бега можете разговаривать, нагрузка допустима.

С 14-17 лет идет усиленный рост человека. Вы растете, а сердце не успевает за вами.

Боли в сердце – это сигналы об осторожности в спортивной нагрузке.

Четвертая страничка урока. Спортивная “Физкульт минутка”.

Мы с вами уже засиделись, и чтобы не было гиподинамии, проведем спортивную разминку. Комплекс упражнений под музыку проведут учащиеся класса.

Будьте внимательнее! Делайте упражнения с улыбкой. Дышите носом. Кто дышит носом, тот лучше мыслит.

Пятая страничка урока.

Вопрос учителя: От чего зависит красивый стан?

Ответ: От осанки.

Повесить плакат со словом осанка.

Работа с учебником стр.73 §15.

Первая группа: Что такое осанка?

Вторая группа: От чего зависит осанка?

Третья группа: Какая осанка считается правильной?

На работу дается 3-5 минут. Разбор ответов.

После ответа 3 группы. Слайд 13.

Правильная осанка не возникает сама по себе, а ее необходимо формировать с детства.

Ответ на вопрос: Как предупредить нарушение искривления позвоночника?

  • если стол низок – ученик наклоняется — искривление позвоночника;
  • если стул высокий, нужно тянуться – ведет к сутулости;
  • между партой и станом должен проходить кулак;
  • нарушение осанки происходит при неодинаковой нагрузке, при переносе тяжестей на руки. Нужно носить рюкзак.

Есть три степени нарушения осанки: Слайд 15.

  • слабовыраженное отклонение от нормы, при контроле за собой все это проходит (подойти к стене, постоять, занятие с гностической палкой),
  • затрагивает мышцы, исправить может лечебная физкультура, массаж,
  • затрагивает скелет, лечение с трудом, корсет или операция.
  • Какое страшное искривление позвоночника – сколиоз.

    Повесить плакат со словом «сколиоз».

    Показать барельефную модель внутренних органов.

    Показать рентгеновский снимок со сколиозом.

    Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что затрудняет их кровоснабжение и затрудняет работу.

    Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв.

    Развивается болезнь – остеохондроз: человеку трудно ходить и нагибаться, по ночам его мучают боли, и он не может уснуть. Болезнь может начаться и в молодом возрасте (до 30 лет).

    Повесить плакат со словом остеохондроз.

    Показать модель позвонков.

    Шестая страничка урока – У кого и почему возникает искривление позвоночника.

    Ответ ищем в скелете. Работа по карточкам в группах.

    №1. Сколько позвонков в скелете у человека?

    №2. Сколько изгибов имеет позвоночник человека?

    №3. Когда завершается рост и окостенение костей человека?

    №1. Что находится между телами позвонков?

    №2. Есть ли изгибы в скелете позвоночника у других млекопитающих?

    №3. В каком возрасте чаще всего возникает нарушение в скелете?

    №1. К какому типу соединения костей относится соединение между телами позвонков?

    №2. Возможно ли нарушение осанки у животных?

    №3. В каком возрасте кости человека самые крепкие?

    Вывод: Дефекты осанки чаще возникают детей школьников в тот период жизни, когда в позвонках и в других костях грудной клетки еще много хрящевой ткани, а также происходит самый интенсивный рост и развитие мышц.

    По данным обследования школьников, лишь одна треть считается здоровым, особенно тревожно обстоят дела с подростками 15-17 лет. Причины: не полноценное питание, нарушение экологии, гиподинамия.

    Во многих школах проводят физминутки, и в нашей школе для этого используют на уроках тренажер Агашина.

    Показать применение тренажера.

    Седьмая страничка урока — лабораторная работа.

    Рабочая тетрадь – стр. 25, №55.

    1. Выявление нарушений осанки Оборудование сантиметровая лента.

    Ход работы: измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3 СМ вниз от плечевого сустава

    Если А/Б > 1 – сутулости нет.

    Объяснение учителя как выявить нарушение осанки в области поясничного изгиба (эта часть работы выполняется дома и оформляется в тетради дома).

    Есть еще нарушения скелета у человека это нарушение свода стопы – плоскостопие.

    Повесить плакат со словом “плоскостопие”.

    Плоскостопие находится в зависимости от массы тела, от высоты каблука (3-5 СМ) плохо подобранной обуви.

    Дома выполнить третью часть лабораторной работы и записать ее в тетради.

    Если будет выявлено плоскостопие, то для этого предлагается данные упражнения.

    В заключение урока обратить внимание учащихся на слова, записанные на плакатах. Запомнить уметь объяснить эти термины.

    Доделать дома лабораторную работу. Выучить параграф №15.

    “Поставь перед собой 100 учителей и они окажутся бессильными, если ты сам не можешь заставить себя и требовать от себя”. Сухомлинский В.А.

    источник

    Развитие опорно-двигательной системы человека. Скелет и мышцы начинают формироваться у зародыша человека и развиваются в основном в детском и юношеском возрасте.

    Мышцы у новорожденного очень слабые. Они не способны к длительным сокращениям. С возрастом мышцы становятся все сильнее. У ребенка развиваются согласованные движения.

    Правильное формирование скелета связано с развитием мышц. На тех местах костей, куда прикрепляются сухожилия мышц, образуются костные шероховатости, выступы, гребни (рис. 51 ). Они тем больше, чем сильнее прикрепляющиеся к ним мышцы. Это и понятно: ведь кость растет особенно усиленно в тех направлениях, в которых она испытывает наиболее сильное натяжение или сжатие.


    Рис. 51

    Таким образом, чем сильнее развиты мышцы тела, тем прочнее становится скелет.

    Значение тренировки мышц. Человек, регулярно занимающийся физическим трудом, физкультурой, спортом, становится ловким, мускулатура его тела развивается, движения делаются точными. Тренированные люди сильны, выносливы, работоспособны. Почему же постоянное упражнение мышц влияет на их развитие ?

    Ученые установили, что при работе органа в него поступает больше крови, чем во время покоя. Это доказывается опытом. Человека кладут на горизонтальную платформу больших, но очень чувствительных весов и уравновешивают их. Стоит лежащему на весах несколько раз пошевелить пальцами ног, как стрелка прибора покажет, что та сторона платформы, где лежат ноги, немного опустилась. Если человек сделает несколько жевательных движений, то опустится другой конец платформы. Это происходит потому, что увеличивается снабжение работающих мышц кровью.


    Сеченов Иван Михайлович (1 августа 1829 — 2 ноября 1905) — русский естествоиспытатель, мыслитель-материалист, основоположник русской физиологической школы, создатель естественнонаучного направления в психологии, член-корреспондент Петербургской Академии наук с 1869 года, а с 1904 года — ее почетный член. В 1863 году в журнале ‘Медицинский вестник’ была впервые напечатана знаменитая работа И. М. Сеченова ‘Рефлексы головного мозга’, которая является образцом боевой материалистической литературы 60-х годов XIX века. В 1866 году была опубликована работа И. М. Сеченова ‘Физиология нервной системы’, в которой он изложил новаторские идеи в области физиологии. В 1901 году выходит в свет работа ‘Очерки рабочих движений человека’, которая положила начало изучению гигиены труды

    Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ приносит к ним кровь. У человека, регулярно занимающегося физический работой, физкультурой, мышцы развиваются — становятся сильнее, так как их волокна растут и утолщаются. В результате хорошо развивается не только мускулатура тела, но и скелет. Кости делаются крепче, на них появляется бугристость.

    Вот почему очень важно с детства заниматься физическими упражнениями, работать на школьном учебно-опытном участке, в школьных мастерских, убирать классы, выполнять необходимую работу дома. Все это способствует физическому развитию, укрепляет здоровье.

    Искривления позвоночника, плоскостопие и их предупреждение. Наше тело поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, например спины и некоторыми другими мышцами туловища. Эти мышцы очень важно развивать, чтобы скелет формировался правильно. В упражнениях, которые вы выполняете на уроках физкультуры, есть много таких, которые развивают именно эти мышцы. Таковы упражнения, связанные с прогибанием позвоночника вправо и влево, круговые движения туловища, наклоны вперед, прогибание назад.


    Рис. 52

    Тренировка мышц, поддерживающих наше тело в выпрямленном положении, способствует развитию хорошей осанки, т. е. правильного положения тела во время стояния, сидения, ходьбы и работы (рис. 52, 2). Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет выправить ее недостатки (2) очень трудно. В детском и юношеском возрасте, когда хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась полностью костной, особенно важно следить за своей осанкой, посадкой за столом, партой. У школьника, изо дня в день сидящего или работающего в какой-либо неправильной позе, может искривиться позвоночник (рис. 53 ). Искривления позвоночника затрудняют деятельность внутренних органов.


    Рис. 53

    Если ребенок часто поднимает большие тяжести или носит тесную обувь, то это может вызвать неправильное развитие стопы. Ее свод уплощается — возникает плоскостопие (рис. 54 ).


    Рис. 54

    Плоскостопие может развиваться и у взрослых, которые в связи со своей профессией вынуждены подолгу стоять на ногах или ходить. При ходьбе и стоянии у людей, страдающих плоскостопием, возникает боль в своде стопы. Чтобы предупредить искривления позвоночника и плоскостопие, надо соблюдать ряд правил.

    Запомните: каждому необходимо заниматься физическими упражнениями; никогда не следует горбиться; нельзя спать свернувшись калачиком; не надо поднимать очень тяжелые предметы; при переносе даже небольших тяжестей нужно равномерно нагружать обе руки; за столом или партой надо сидеть прямо; во время письма, работы в мастерской нельзя гнуться в сторону и держать одно плечо постоянно приподнятым; нельзя носить тесную обувь и обувь на высоком каблуке.

    Ученые-гигиенисты рекомендуют для учащихся и людей разных профессий корригирующие упражнения. Эти упражнения предупреждают вредные изменения в организме.

    Влияние физической работы и физических упражнений на организм. Физический труд оказывает благотворное влияние не только на развитие мускулатуры, но и на деятельность других систем органов.

    Великий русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов прожил долгую жизнь. Он умер в возрасте 86 лет и до конца жизни оставался бодрым, физически крепким, поразительно работоспособным.

    Уже в глубокой старости он писал: «Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй». Действительно, И. П. Павлова можно было очень часто видеть и вскапывающим грядки огорода, и увлеченно играющим в городки, и стремительно бегущим на лыжах, и совершающим прогулку на велосипеде. Физический труд и физические упражнения до последних лет жизни И. П. Павлова помогали его научному творчеству.

    Читайте также:  Заболевание двуглавой мышцы плеча

    Но физическим трудом, упражнениями и спортивными играми нужно заниматься умеренно. Без соответствующей физической подготовки длительная игра, например, в футбол, хоккей, баскетбол, а также бег на длинные дистанции могут принести вред неокрепшему организму.

    Влияние физических упражнений на организм человека, в частности ребенка, изучал русский ученый П. Ф. Лесгафт. Он разработал ряд принципов физического воспитания.

    ? 1. Почему регулярное упражнение мышц способствует их развитию? 2. По каким причинам могут возникать искривления позвоночника? 3. Как следует предупреждать искривления позвоночника? 4. Каковы причины возникновения плоскостопия? 5. Как можно предупредить плоскостопие? 6. Как влияет на организм физический труд?

    ▲ Если вы не делали до сих пор утренней зарядки, то начните ежедневно ее выполнять. В первый раз измерьте сантиметром толщину вытянутой руки в самом широком месте плеча (на уровне двуглавой мышцы) и выпрямленной ноги в самом широком месте голени (на уровне утолщения икроножной мышцы). Повторяйте такие измерения каждый месяц. Записывайте в тетрадь дату (месяц, число) и числа, получаемые вами при измерении окружности плеча и голени. Запись ведите по такой форме.

    Если вы уже делаете утреннюю зарядку или занимаетесь спортом, то начните такие наблюдения с завтрашнего дня. Тетрадь-дневник будет нужна вам и для записи других наблюдений.

    источник

    Назовите мышцы, действующие на коленный сустав в качестве его сгибателей и разгибателей.

    Назовите мышцы плеча, действующие на плечевой и локтевой суставы в качестве сгибателей и разгибателей.

    3. Назовите мышцы предплечья, являющиеся сгибателями, разгиба­телями кисти, пальцев, а также мышцы, поворачивающие пред­плечье и кисть вовнутрь и кнаружи.

    4. Сколько групп мышц выделяют на кисти и где они располагаются?

    5. На какие группы подразделяют мышцы нижней конечности?

    6. На какие суставы действуют наружные и внутренние мышцы таза, какие движения они производят?

    8. Какие мышцы голени действуют на голеностопный сустав в качест­ве сгибателей и разгибателей стопы?

    9. Какие функциональные группы мышц имеются на стопе, какие дви­жения они производят?

    10. Какое действие на своды стопы оказывают мышцы, расположенные на подошве стопы, и мышцы голени, чьи длинные сухожилия при­крепляются на стопе?

    Формирование скелетных мышц начинается на очень ранних этапах эмбрионального развития. На 8-й не­деле внутриутробной жизни заложе­ны уже все мышечные группы тела. В процессе созревания мышечных волокон увеличивается количество в них миофибрилл, ядер, появляется поперечно-полосатая исчерченность.

    Наиболее интенсивный прирост мышечной массы происходит в дет­ском возрасте и у подростков в период полового созревания. Рост мышц в длину может продолжаться до 25 лет. Диаметр мышечных во­локон увеличивается до 35 лет. Хи­мический состав мышц с возрастом также изменяется. В мышцах детей содержится больше воды и меньше сократительных белков, чем у взрос­лого человека. Еще сто лет назад создатель спортивной морфологии в нашей стране П. Ф. Лесгафт сформулиро­вал правило, соответственно которо­му рост костей определяется актив­ностью окружающих их мышц. Мощ­ность и величина мышц тела нахо­дятся в прямой зависимости от упражнений и тренировки. При физи­ческой нагрузке усиливается крово­снабжение мышц, улучшается регу­ляция их деятельности нервной сис­темой, происходит увеличение массы мускулатуры. Для того чтобы стать сильным, ловким, выносливым и ра­ботоспособным, необходимо регу­лярно заниматься физическим тру­дом, физкультурой и спортом.

    Усиленная мышечная работа зна­чительно увеличивает потребность в кислороде, т. е. способствует трени­ровке дыхательной и сердечно-сосу­дистой систем, развитию сердечной мышцы и мышц, действующих на грудную клетку.

    Снижение физических нагрузок неблагоприятно отражается на здо­ровье. У людей развивается слабость скелетных и сердечной мышц, воз­никают нарушения в работе сердеч­но-сосудистой системы. Одновремен­но происходит перестройка костей, в организме накапливается жир, уско­ряется процесс старения. Основные способы борьбы с понижением дви­гательной активности (гиподинамией) – физический труд, физкуль­тура и спорт.

    Каждому человеку свойственна специфическая осанка. Под осанкой понимают положение тела во время стояния, сидения, ходьбы и работы. При правильной осанке изгибы позвоночного столба умеренные, плечи развернуты, ноги прямые с нормальными сводами стоп. Пра­вильная осанка наиболее благо­приятна для функционирования сис­темы органов движения и внутрен­них органов, что способствует повы­шению работоспособности.

    При неправильной осанке голова наклонена вперед, плечи опущены, живот выпячен, грудь западает. Не­правильная осанка затрудняет ра­боту сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, снижает обмен ве­ществ. Часто неправильная осанка приводит к сколиозу – искривле­нию позвоночного столба. Чтобы не возникла опасность искривления по­звоночника, школьнику, сидящему за партой, следует держать туловище прямо, а голову лишь немного на­клонять вперед. Между грудью и партой должно оставаться свободное пространство в 3 – 4 см, предплечья должны свободно лежать на столе, ноги необходимо согнуть в тазобед­ренном и коленном суставах под пря­мым углом, а ступни должны опи­раться на пол или подножку парты.

    Рис. 40. Отпечаток стопы с разной высотой свода: 1 – высокая стопа, 2, 3 – нормальная стопа с разной высотой свода, 4 – плоская стопа.

    Другим дефектом развития опор­но-двигательного аппарата, часто проявляющимся в детском возрасте, является частичное или полное опу­щение продольных и поперечного сводов стопы – плоскостопие. Плос­костопие часто бывает приобретен­ным, значительно реже – врожден­ным, При плоскостопии стопа сопри­касается с землей почти всеми своими точками, след лишен внут­ренней выемки (рис, 40). Для укреп­ления мышц, поддерживающих сво­ды стопы, рекомендуется ходить бо­сиком.

    1. В каком возрасте и в связи с чем наблюдается наиболее интенсивный рост мышц?

    2. От каких обстоятельств зависят величина и сила мышц?

    3. Какую роль играют труд, физкультура и спорт в увеличении силы скелетных мышц?

    4. Какие факторы могут отрицательно влиять на формирование осанки?

    5. Что такое плоскостопие?

    Дата добавления: 2014-11-07 ; Просмотров: 954 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    источник

    Интегрированный урок (физкультура+биология).»Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц»

    Подать заявку

    Для учеников 1-11 классов и дошкольников

    Интегрированный урок (физическая культура + биология). Тема: «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц»

    Интегрированный урок (физическая культура + биология).

    Тема: «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц»

    Разработали: учитель биологии МБОУ СОШ №4 В.М. Подгайнова и учитель физической культуры МБОУ СОШ №4 Л.С. Куницына

    Цель урока: осознать значение мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма подростка; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия; меры предупреждения и исправления

    Развивающие: развивать логическое мышление, монологическую речь, внимание, наблюдательность, умение применять свой жизненный опыт на уроке, умение обобщать и делать выводы.

    Воспитательные : формировать бережное отношение к своему здоровью, аккуратность при выполнении работ, чувство ответственности за результаты своего труда, культуру общения, интерес к предмету.

    Оборудование : таблицы “Клетка”, “Ткани”, “Органы”, “Нервная система”, “Скелет”, “Мышцы”, “Предупреждение плоскостопия”, “Значение тренировки сердца”, “Правила посадки во время занятий”; памятка “Режим дня”; секундомер, гимнастические палки, , гантели.

    Учитель биологии: Сегодня у вас, ребята, необычный урок биологии. Мы проведём его вместе с учителем физкультуры. Попытаемся вместе с вами, показать влияние физических упражнений на работу опорно-двигательной системы и на согласованность физиологических процессов всего организма.

    III. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного материала.

    Учитель физкультуры: Хорошее здоровье, пожалуй, – главный источник полноценного счастья и радости человека, его неоценимое богатство. Занимаясь физическими упражнениями и спортом, мы укрепляем своё здоровье. Особенно в юности организм развивается и совершенствуется при выполнении физических упражнений.

    Учитель биологии: Чтобы не растерять свое здоровье, необходимо вести здоровый образ жизни. Напишите на листочках составные компоненты ЗОЖ.

    (Работа на листиках (30 сек.))

    (Ответ: отказ от вредных привычек; оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции.)

    – Капитаны команд, прочтите варианты ваших ответов.

    Учитель биологии: Сегодня на уроке мы будем говорить о влиянии оптимального двигательного режима и рационального питания на развитие опорно-двигательной системы.

    – Большое значение для полноценной жизни человека имеет определённый распорядок, или режим дня: правильное чередование трудовой деятельности с физическими упражнениями, с играми, при условии регулярного питания и отдыха. На столах у вас лежат памятки “Режим дня”. Рассмотрите режимные моменты и проанализируйте свой распорядок дня. Соответствует ли он установленным правилам?

    Режимные моменты Время проведения

    Пробуждение, гимнастика, процедуры закаливания, личная гигиена.

    – Какое значение гимнастики для организма?

    Учитель биологии: да, ребята, в процессе выполнения гимнастики вы насыщаете клетки своего тела питательными веществами, богатыми энергией и кислородом воздуха, активизируете нервные центры органов дыхания и кровообращения.

    Учитель физкультуры: а сейчас посмотрим, кто из вас делает утреннюю гимнастику для пробуждения организма.

    Дети становятся на физразминку.

    – на растяжку мышц: потянуться в разные стороны;

    – на гибкость: наклоны туловища

    Учитель биологии: Каждый ли из вас завтракает дома перед уходом в школу?

    – Какое значение завтрака для организма?

    Ответ. Растущий организм нуждается в питательных веществах и энергии. Завтрак повышает работоспособность учащихся на занятиях.

    Потребность организма в энергии в вашем возрасте составляет 2300–2500 ккал. в сутки. 7.30

    Желательно – пешком, почему?

    Ответ: растут кости и мышцы за счет окисления органических веществ пищи в клетках, синтеза веществ, соответствующих организму. 7.50

    Занятия в школе развивают высшие психические функции человека: речь, память, внимание, мышление, сознание. 8.30–14.10

    Дорога из школы домой пешком оказывает благотворное влияние на деятельность всех систем органов, организм отдыхает, так как происходит смена видов деятельности. 14.10–14.30

    Обед. В процессе пищеварения происходит восстановление строительного материала и энергетических ресурсов организма. 14.30–15.00

    Приготовление уроков активизирует деятельность нервных клеток. 15.00–16.30

    Спортивные секции развивают скелет и мышцы, формируют правильную осанку. 17.00–18.00

    Домашние дела – это активный отдых. 18.00–19.00

    В процессе ужина вещества продуктов питания регулируют обмен веществ в клетках. 19.00

    Отбой. В процессе сна восстанавливается нервная сила, которая определяет здоровье, силу, жизнеспособность организма. 22.00

    Вывод. Режим дня предотвращает быстрое развитие утомления нервной системы так как функции различных систем органов легко перестраиваются, когда человек переходит от одних видов деятельности к другим.

    Учитель биологии: Как и все живые организмы, человек рождается и умирает, питается и дышит, воспроизводит потомство. Все живые тела состоят из отдельных молекул, которые в

    свою очередь организуются в клетки, (табл. “Клетка”) клетки – в ткани,(табл. “Ткани”) ткани – в органы, органы – в системы органов (табл. “Система органов”). А они в совокупности образуют целостный организм. Форму тела человека определяют скелет и мышцы.

    Ответ. Скелетом называют совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок. (табл. “Скелет человека”.)

    – Какие вы знаете нарушения в строении скелета?

    Ответ. (Сколиоз, лордоз, кифоз, плоскостопие.)

    – К чему приводят эти нарушения?

    Ответ. (Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу.)

    Учитель физкультуры: Какие виды упражнений вы выполняете на уроках физической культуры по предупреждению этих заболеваний? Обсудите в своих командах упражнения, обоснуйте свой выбор, выберите человека, который покажет эти упражнения.

    (Представители каждой команды показывают упражнения на прямохождение, с предметом на голове и с палочкой).

    Учитель физкультуры: Эти виды упражнений способствуют формированию правильной осанки. А что такое правильная осанка?

    Итак, правильная осанка – голова слегка приподнята, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне. Голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют прямую вертикальную линию, если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделе и небольшую выпуклость в грудном отделе.

    – А сейчас проверим, правильная ли у вас осанка. Станьте в шеренгу, расслабьте руки, медленно наклоняйтесь вперед, руки расслаблены. Я вижу, что у некоторых из вас проявляются нарушения осанки. Чтобы не допустить серьезных нарушений, надо выполнять упражнения для профилактики нарушения осанки.

    – Разучим комплекс упражнений. Распределитесь вдоль стены, чтобы вам ничего не мешало.

    Упражнения для профилактики нарушения осанки.

    Встать спиной к стене так, чтобы ее касались: затылок, лопатки, ягодицы и пятки. Напряжением мышц ощутить принятое положение и запомнить его. Отойти от стены и сохранить эту позу в течение 10-30 секунд.

    Стоя у стены в положении правильной осанки, присесть и встать.

    Стоя у стены в положении правильной осанки, отводить, поднимать и сгибать ноги, не отрывая головы, спины и таза от стены.

    Стоя на одной ноге, подъем другой ноги вперед, в сторону назад.

    Спасибо, все на свои места. А остались две девочки и продолжите упражнения.

    В положении правильной осанки у стены положить на голову груз и пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол т.д.

    Удерживая груз на голове, медленно присесть и встать.

    Учитель биологии: Вы сейчас показывали и разучивали упражнения для позвоночника. О каком нарушении опорно-двигательной системы еще не сказали?

    – Что такое плоскостопие? Ответ. Болезненное изменение стопы, при которых уплощаются ее своды.

    – Каковы причины появления плоскостопия? Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела.

    Упражнения для профилактики плоскостопия

    “ Каток” – катание, вперед назад мяча, скалки или бутылки. Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой.

    “ Разбойник” – поза – сидя на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрывают от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ног стараются подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняют сначала одной, потом другой ногой.

    “ Маляр” – поза – сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены. Большим пальцем одной ноги проводят по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. “Поглаживание” повторяют 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

    “ Сборщик” – сидя на полу, с согнутыми коленями, собирают пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывают их в кучки. Другой ногой повторяют тоже самое. Затем без помощи рук эти предметы перекладывают из одной кучки в другую. Следует не допускать падение предметов при переносе.

    Читайте также:  Короткие икроножные мышцы ног

    “ Художник” – карандашом, зажатым пальцами ноги, рисуют на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист бумаги другой ногой. Упражнение выполняют сначала одной, потом другой ногой.

    “ Гусеница” – сидя на полу, с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу, сгибая пальцы ног, подтягивают пятку вперед к пальцам, затем снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.

    “ Кораблик” – сидя на полу, с согнутыми коленями, и прижав подошвы ног, друг к другу, постепенно стараются выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног не будут прижаты друг к другу (стараются придать ступням форму кораблика).

    “ Мельница” – сидя на полу, с выпрямленными коленями, описывают ступнями круги в двух направлениях.

    “ Серп” – сидя на полу, с согнутыми коленями, ставят подошвы на пол (на расстояние между ними 20 см.). Согнутые пальцы ног сначала сближают, а затем разводят в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.

    “ Барабанщик” – сидя на полу, с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигают ступнями вверх и вниз, касаясь, пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

    “ Окно” – стоя на полу, сводят и разводят ноги, не отрывая подошвы от пола.

    “ Ходьба на пятках” – ходьба на пятках, не касаясь, пола пальцами и подошвой.

    Учитель физкультуры: Итак, для предупреждения патологической деформации скелета надо:

    Следить за правильной осанкой за письменным столом,

    Не спать, свернувшись, лучше спать на животе,

    При переносе тяжести нагружать обе руки, поднимать тяжесть с помощью мышц ног с прямой спиной,

    Не носить тесную обувь на высоком каблуке.

    Учитель биологии: Движение тела и отдельных органов всего организма обеспечивается деятельностью мышц.

    Следовательно: сокращение мышц в организме происходит рефлекторно.

    Показать схему рефлекторной дуги на экране. Что вы наблюдаете?

    Скелет и мышцы образуют опору нашего тела и являются органами движения.

    Формирование скелета связано с развитием мышц.

    – Объясните, какие группы мышц обеспечивают движения при выполнении данного упражнения на уроках физкультуры?

    (Руки к плечам повороты руками.)

    (Голова запрокинута назад, лопатки сведены.)

    (Руки вдоль туловища, наклоны туловища влево, вправо.)

    (Наклоны туловища вперёд, назад, руки на поясе.)

    (Стоять прямо, отводить ногу назад.)

    (Стоять прямо, руки вперёд, в стороны.)

    (Сжимать и разжимать кулаки.)

    Учитель физкультуры: Ребята, а сейчас вместе с вами выполним упражнения, в которых задействованы все группы мышц, влияющие на формирование скелета и правильной осанки.

    Круговые движения предплечьями.

    Наклоны туловища вправо – влево (руки за голову).

    Учитель биологии: Вы заметили, что в результате выполнения упражнений, ваше дыхание, частота сердечных сокращений увеличились?

    Учитель биологии: Почему на уроках физкультуры учитель постепенно увеличивает нагрузку на опорно-двигательную систему?

    Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ приносит им кровь, мышцы развиваются – становятся сильнее, т.к .их волокна растут и утолщаются.

    Учитель физкультуры: Работоспособность мышц зависит от ритма работы и нагрузки.

    Чем быстрей работа мышц и больше нагрузка, тем быстрее наступает утомление.

    – Средние нагрузка и ритм наиболее оптимальны для работы мышц.

    Учитель физкультуры: Многие из вас не придают большого значения роли физическим упражнениям. А ведь недостаток физических нагрузок на организм, приводит к развитию гиподинамии.

    Учитель биологии: Какое заболевание кровеносных сосудов появляется в процессе гиподинамии?

    Мышцы становятся дряблыми, теряют былую силу. Из костей уходят соли кальция. Они поступают в кровь. Связываются с холестерином и образуют наросты на внутренних стенках сосудов, нарушающие кровообращение. Это называется атеросклерозом.

    Учитель физкультуры: Здоровье человека – самое большое богатство, его не купишь ни за какие деньги, не выпросишь. Теряется здоровье пудами, восстанавливается – граммами. Чтобы стать сильными, ловкими, выносливыми и работоспособными необходимо регулярно заниматься физическим трудом, спортом.

    Учащиеся работают с индивидуальными карточками-заданиями и проводят затем самопроверку. (2 мин)

    Учитель физкультуры: Роль физических упражнений огромна, и в этом мы убедились на уроке. Ведь каждый из нас хочет быть красивым, а красота – это показатель состояния здоровья.

    Хорошая осанка – правильное положение тела при ходьбе, не только имеет эстетическое значение, но и является необходимым условием нормального развития и полноценного функционирования всех внутренних органов.

    V. Выставление оценок за урок.

    Разучить комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.

    источник

    Скелет и мышцы растут и развиваются в детском и юношеском возрасте. Самый интенсивный рост и развитие мышц происходит в возрасте 14—17 лет.

    По мере роста и развития ребенка его движения становятся все более совершенными и разнообразными. Решающую роль в развитии силы, быстроты, ловкости, выносливости играют физические упражнения.

    Занятия физкультурой, спортом, трудовая деятельность способствуют формированию скелета. Развитие скелета и мышц тела взаимосвязаны. Чем лучше развиты мышцы, тем прочнее кости скелета. Это связано с тем, что мышцы, развиваясь, создают определенное натяжение и давление, а кости быстрее развиваются в тех направлениях, в которых испытывают большее сжатие и натяжение. В местах прикрепления сухожилий кости утолщаются, на них образуются шероховатости, бугорки .Утолщения кости в местах прикрепления мышц
    Существует прямая зависимость между заболеваниями суставов и величиной нагрузки на них. При ожирении, когда масса тела значительно превышает физиологическую норму, возрастает давление на опорные поверхности суставов нижних конечностей, ухудшается кровоснабжение конечностей. Возникающие в детском возрасте нарушения формирования опорно двигательного аппарата впоследствии приводят к заболеванию суставов у взрослых.
    Значение тренировки мышц. Установлено, что интенсивная работа любого органа вызывает поступление в него большего количества крови, чем во время покоя. Таким образом, чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях спортом, мышечные волокна растут быстрее, мышечная масса увеличивается и человек становится сильнее.

    Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствует регулярная физическая активность. Мышечная работа сопровождается изменениями в деятельности многих органов и систем органов: сердечно-сосудистой, органов дыхания. Увеличивается поступление кислорода к тканям, ускоряются биохимические реакции в клетках, активнее протекает обмен веществ. Физические упражнения оказывают благоприятное действие на весь организм, укрепляя здоровье, делая человека закаленным, способным выдерживать разные неблагоприятные воздействия внешней среды.

    Физическим трудом, физическими упражнениями и спортивными играми человек должен заниматься систематически, последовательно увеличивая нагрузку. Без соответствующей физической подготовки продолжительная игра, например, в футбол, хоккей, баскетбол или бег на длинные дистанции могут нанести вред организму.

    Великий русский физиолог Иван Петрович Павлов прожил долгую жизнь. Он умер в возрасте 86 лет и до конца жизни оставался активным, бодрым, физически крепким, поразительно работоспособным.

    Уже в глубокой старости он писал: «Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический, и, пожалуй, даже больше второй». Действительно, И.П. Павлова можно было очень часто видеть и вскапывающим грядки огорода, и увлеченно играющим в городки, и стремительно бегущим на лыжах, и совершающим прогулки на велосипеде. Физический труд и физические упражнения до последних лет жизни помогали научному творчеству И.П. Павлова.

    Искривления позвоночника. Организм человека поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, в том числе и мышцами спины. Человека делают «прямостоячим» мышцы разгибатели. Чтобы удерживать тело в вертикальном положении, мышцы разгибатели должны противостоять не только силе мышц-сгибателей, но и силе тяжести, действующей заодно с ними.

    Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова — все это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровья и высокой работоспособности человека. Сведенные, опущенные плечи и впалая грудь затрудняют работу внутренних органов, в первую очередь, органов дыхания и сердца. О правильной осанке нужно заботиться с раннего детства. У детей и подростков, пока хрящевая ткань не заменилась костной, возможны значительные отклонения изгибов от нормы — это искривления позвоночника: кифоз, лордоз, сколиоз. При искривленном позвоночнике могут смещаться внутренние органы, что сопровождается ухудшением их функции. Поэтому нужно строго следить за правильной посадкой за столом, партой, музыкальным инструментом и т. д.

    Одно из нарушений структуры скелета – плоскостопие. Им страдают многие люди. Оно заключается в уплощении свода стопы , она становится болезненной. У детей на развитие плоскостопия влияет раннее ношение обуви на высоких каблуках, ношение тесной обуви. Плоскостопие связано с профессиональной деятельностью — необходимостью много стоять или ходить. Его возникновение связано с нарушениями обмена веществ. Избыточный вес и наследственные факторы тоже влияют на развитие плоскостопия.

    При появлении первых симптомов плоскостопия, после консультации у специалиста, следует выполнять специальные упражнения, которые могут предотвратить развитие этого недуга.

    источник

    Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц
    план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

    «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц»

    (биология, физическая культура)

    Интегрированный урок биологии и физкультуры

    Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц.

    1. Раскрыть роль физических упражнений и спорта в формировании скелета.
    2. Продолжить воспитание учащихся на примерах великих ученых, спортсменов, а также героев художественных произведений.
    3. Показать взаимосвязь физиологических процессов организма под влиянием нервной системы и физических упражнений.

    Подготовительная часть : (учащиеся самостоятельно готовили дополнительный материал к уроку по плану, предложенному учителем биологии).

    1. Репродукции картин художников (о красоте тела).
    2. Модель скелета человека.
    3. Таблицы «скелет человека», «мышцы».
    4. Лозунги, плакаты
    5. Магнитофон, музыка для проведения физкультминутки.

    -учитель биологии (вводное слово) – 2 м.

    -Здравствуйте , ребята! Мы рады приветствовать Вас в этом зале. Стихотворение…

    Сегодня у нас необычный урок, мы попытаемся вместе с вами показать влияние физических упражнений на работу всех систем и органов, на согласованность физиологических процессов всего организма.

    Упр. №1 И.п.- о.с. 1- наклон головы вперед

    Упр. №2 И.п. – о.с. 1- 2 –руки через стороны вверх, подняться на носки

    Упр. №3 И.п. – ноги на ш.п., руки на поясе

    1. наклон туловища вперед
    2. наклон туловища назад
    3. наклон туловища влево
    4. наклон туловища вправо
    5. 8 – то же

    Упр. №4 И.п. – ноги на ш.п., руки перед грудью

    1. рывок руками перед грудью
    2. рывок руками с поворотом налево
    3. рывок руками перед грудью
    4. рывок руками с поворотом направо
    5. 8 – то же

    Упр. №5 И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки в стороны

    1. наклон к правой ноге левой рукой
    2. наклон к левой ноге правой рукой
    3. 4 – то же

    Упр. №6 И.п. – о.с. 1 – полуприсед, руки вперед

    -Да, значение физических упражнений для формирования скелета и мышц человека огромно. Их необходимо выполнять, чтобы быть стройными, здоровыми, красивыми, чтобы надолго сохранить работоспособность.

    — Как вы думаете, ребята, что значит слово «человек»? И какова роль здоровья в его жизни?

    — Чело – лоб, лицо. Век – столетие. Мы должны жить долго, а это зависит в основном от нас самих. Здоровье человека – это основное богатство, его не купишь ни за какие деньги. Теряется здоровье пудами, а восстанавливается граммами. Чтобы стать сильными, ловкими, выносливыми и работоспособными. Необходимо регулярно заниматься физическим трудом и спортом. 250 лет на скале в Элладе были высечены слова: «Хочешь быть сильным – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай».

    — Какова роль мышечной силы для формирования скелета?

    — Способность мышц выполнять работу зависит от их тренированности, которая повышает мышечную силу, действует благоприятно на мышцы и на состояние скелета.

    Мышечная работа способствует улучшению настроения, создает ощущение бодрости, силы, здоровья.

    — Гимнастика как средство физического воспитания возникла еще в Древнем Китае и Индии, где физические упражнения использовались в основном в лечебных целях. Вершины своего развития гимнастика достигла в Древней Греции. Греки занимались спортом под теплыми лучами солнца обнаженными. Отсюда и происходит слово «гимнастика» — «Gymnos» — обнаженный.

    Гимнастика, как вид спорта, цельная система физического воспитания зародилась в Древней Греции.

    Помимо привычных для нас общеразвивающих упражнений (ОРУ) и специальных упражнений на снарядах, гимнастика Древних Греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду на колесницах.

    Многие великие люди Древности были хорошими спортсменами и даже побеждали на Олимпийских играх. Великого математика Пифагора и его учеников заботило не только духовное и нравственное, но и физическое развитие. Он не только сам участвовал в Олимпийских играх, но и победил 2 раза в кулачных боях. Он воспитал целую плеяду Олимпийцев. Чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою был и великий математик Архимед.

    — Что говорили великие люди о пользе физических упражнений?

    — О пользе спорта убедительно говорят примеры спортивного долголетия. Русский борец Иван Поддубный 33 года подряд был чемпионом Мира. Он так и остался непобежденным богатырем, возведенным в ранг национального героя. Даже в 66 лет он не оставил ковра. Он не курил, не употреблял спиртных напитков, систематически тренировался.Тренированные мышцы И.Поддубного не уступали по объему и крепости мышцам молодых борцов.

    — Какие примеры вы можете привести доказывающие роль спорта в долголетии?

    — Известен знаменитый волжский богатырь – Никитушка Ломов. Он один вбивал сваи чугунной бабкой – это работа была под силу 8 рабочим.

    — В парижском музее хранится рельс, согнутый волжаниным Иваном Заикиным во время его гастролей во Францию.

    — Павел Касьянов разрывал цепи. В Мадриде он убил ударом кулака разъяренного быка.

    — Да, невольно возникает вопрос. Почему в настоящее время состояние физической культуры обстоит немного иначе? И многие из нас не придают ей большого значения.

    — Развитие городского транспорта и таких средств передвижения как лифт, эскалаторы, развитие телефонной и других средств связи привели к малоподвижному образу жизни – к ГИПОДИНАМИИ –понижению двигательной активности.

    — У людей развивается слабость скелетных мышц, сердечной мышцы. Одновременно происходит перестройка костей, накопление жира в организме, развитие атеросклероза. Все это приводит к ускорению старения организма. Но основными способами борьбы с последствиями гиподинамии – это все виды спорта , туризма.

    Читайте также:  Воспаление скелетных мышц лечение

    — Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета, а особенно мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в прцессе роста и развития организма. Самый интенсивный рост и развитие мышц между 14 и 17 годами. К 18 годам мышечная система становится такой, как у взрослого человека.

    И сейчас мы постараемся доказать это , решив несколько проблем.

    Учитывая при этом ведущую роль нервной системы, т.к. мышцы действуют согласованно под контролем нервной системы.

    1. Проблема (вывешивается на доску)

    -Что происходит при сгибании и разгибании руки в локте и фиксации костей в суставе?

    — Когда нервные центры двуглавой мышцы возбуждены, нервные центры трехглавой мышцы – заторможены, следовательно двуглавая мышца сокращается, а трехглавая расслабляется и рука сгибается в локте (показ этих мышц учащимися)

    А когда центры двуглавой мышцы заторможены, нервные центры трехглавой мышцы возбужденыЮ следовательно двуглавая мышца расслабляется, а трехглавая мышца сокращается и рука в локте разгибается (показ мышцы)

    Чтобы выяснить механизм действия сгибателей кисти, необходимо знать, что в этом участвуют сухожилия этих сгибателей в области лучезапястного сустава (показ мышц).

    — А сейчас мы покажем комплекс упражнений, при котором будут задействованы эти группы мышц.

    Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса:

    1. – сжимаем кисти рук
    2. – разжимаем кисти рук
    3. – 4 то же

    Упр. №2 И.п. – о.с., руки в стороны

    1-4- вращаем кисти рук в одну сторону

    5-8- вращаем кисти рук в другую сторону

    Упр. №3 И.п.- о.с., руки перед грудью, ладони вместе.

    1-2 – наклоны ладоней влево (с усилием)

    3-4- наклоны ладоней вправо (с усилием)

    Упр. №4 И.п. – о.с. 1 – руки вперед

    Упр. №5 И.п. – о.с.- руки в стороны, ладонями вверх

    1 – с усилием согнуть руки

    Учитель биологии: 2 Проблема (на доске)

    Прямохождение – важная приспособленность человека. Так ли это?

    Да, это так! Особое внимание необходимо уделить мышцам, поддерживающим тело в вертикальном положении. Глубокие мышцы спины напряжены не только тогда, когда человек стоит вертикально, но и при наклонах вперед. Эти мышцы, вместе с мышцами живота, ягодичными мышцами и четырехглавыми мышцами бедер участвуют в непрерывной работе, связанной с поддержанием равновесия тела.

    Впервые изучил работоспособность мышц человека И.М. Сеченов. Его исследованиями был заложен целый раздел физиологии.

    Мы предлагаем вашему вниманию упражнения для этой группы мышц: (выполняются под музыку).

    Комплекс №2. Упражнения для мышц спины, живота, ягодиц, бедер.

    Упр. №1 И.п. – о.с., руки на поясе

    1 – наклон вперед . руки вперед

    Упр. №2 И.п. – сед на полу, упор сзади

    2 – поднять ноги (угол 45 град)

    Упр. №3 И.п. – о.с., руки на поясе

    1 –поднять левую ногу вперед, руки вперед

    5 – поднять левую ногу в сторону, руки в стороны

    Упр. №4 И.п. – о.с., руки на поясе

    1 – выпад вперед левой, руки вперед

    3 – выпад вперед правой, руки в стороны

    5 – выпад в сторону левой, руки в стороны

    7 – выпад в сторону правой, руки в стороны

    1 -4 – глубокий сед, руки вперед

    И вот еще проблема, которая вытекает из предыдущих.

    3 Проблема: Работоспособность мышц зависит от ритма работы?

    Да, действительно это так. Если давать нагрузку мышцам сразу больше, чем нужно, то быстрее наступает утомление. А это сказывается на функционировании всего организма.

    — Здесь можно отметить и учащенное дыхание и сердцебиение. Так как все системы в организме взаимосвязаны.

    Учитель физкультуры выполняет комплекс упражнений, где ритм работы влияет на мышцы.

    Упр. №1 И.п. – о.с. 1 – руки вперед

    Повторить 2 раза в медленном темпе

    Повторить 2 раза в быстром темпе

    Упр. №2 И.п. – ноги на ш.п., руки на поясе

    1 – прыжком скрестить ноги, левая впереди

    3 – прыжком скрестить ноги, правая впереди

    Повторить 2 раза в медленном темпе

    Повторить 2 раза в быстром темпе

    Исходя из того, что при выполнении упражнений возникла достаточная нагрузка на мышцы, необходимо решить такую проблему как:

    4 Проблема: Расходуется ли энергия при мышечном сокращении?

    5 Проблема: Действительно ли к работающим мышцам поступает больше крови, чем к неработающим?

    Расходуется энергия в результате распада и окисления органических веществ. Энергия накапливается в мышцах в виде АТФ.

    При распаде образуется углекислый газ и вода, которые выводятся из организма.

    Расход энергии в мышцах влечет за собой и увеличение скорости крови по сосудам, к работающим мышцам и органам поступает больше крови, чем к неработающим. После выполнения упражнений это можно заметить по внешним признакам, а именно – по покраснению кожи, так как сосуды расширяются и это способствует теплоотдаче.

    При выполнении упражнений усиливается кровообращение, теплоотдача, учащается дыхание и сердцебиение. Это можно проследить по ЧСС.

    Взять пульс до и после упражнений.

    Сейчас мы выполним комплекс упражнений с отягощениями . При этом расход энергии будет гораздо больше, так как мышцам приходится выполнять большую нагрузку.

    Упр. №1 И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверху

    1. наклон к левой ноге
    2. и.п.
    3. наклон к правой ноге
    4. и.п.
    5. 8 то же

    Повторить 2 раза (без предмета)

    Повторить 2 раза с предметом (набивной мяч)

    Упр. №2 И.п. – сед на полу, упор сзади

    Повторить 2 раза без предмета

    Повторить 2 раза с предметом (набивные мячи)

    В завершение урока необходимо отметить, что после любой максимальной нагрузки возникает утомление…Как вы считаете, ребята?

    6 Проблема – разрешима? Утомление – это естественный процесс?

    Естественно, без утомления тренировка не дает ощутимого результата. А с другой стороны, не умение заметить у себя признаки утомления, может привести к переутомлению.

    Вопрос к учащимся: Удалось ли нам решить проблемы, которые мы поставили

    Учащиеся высказывают свое мнение.

    Роль физических упражнений огромна и в этом мы убедились на уроке.

    Хорошая осанка – правильное положение тела при ходьбе, стоя, при выполнении различных видов работы, не только имеет эстетическое значение, но и является необходимым условием нормального развития и полноценного функционирования всех внутренних органов.

    Задание на дом : закрепить навык выполнения физических упражнений для формирования скелета и мышц.

    Интерактивный урок «Роль физических упражнений в формировании скелета» позволяет ученикам быть активными партнерами при работе в группах,позволяет отрабатывать навыки публичного выступления,помогает в.

    В данной работе предсатвленны физические упражнения для формирования скелета ребенка. Обращено внимание на строение скелета, мышц, осанки.

    Интегрированный урок по теме «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц» имеет цель раскрыть роль физических упражнений в формировании скелета, воспитывать учащихся на примерах ве.

    Развитие познавательной и регулятивной компетенции на комбинированном уроке (биология и физическая культура).

    Методидеская разработка включает:Текстовую разработку урока и презентацию.

    Интегрированный урок в 8 классе . Биология , физкультура.

    Влияние физических упражнений на формирование скелета человека.

    источник

    Урок состоит из пяти этапов: организационный момент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление материала, итоги урока. Опрос домашнего задания включает в себя шесть вопросов, которые проверяются фронтально. Объяснение нового материала происходит в постоянном диалоге учителя и учащихся. Акцентируется внимание учащихся на таких очень важных понятиях как профилактика искривления позвоночника, плоскостопие, гиподинамия и осанка. Для закрепления учащимся предоставляются тестовые задания в четырёх вариантах. в каждом варианте по 11 вопросов. Десять вопросов имеют несколько вариантов ответов, из которых необходимо выбрать один правильный ответ. Одиннадцатый вопрос открытый и требует развёрнутого ответа. По результатам тестирования определяется степень усвоения данной темы учащимися, с целью дальнейшего устранения пробелов. Тестовые задания и ответы к ним предоставляются.

    Тема: Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц.

    Цель: Довести до учащихся сведения о значении физических упражнений для формирования скелета и мышц.

    Образовательные: обеспечить в ходе урока усвоение понятий «плоскостопие», «осанка», «сколиоз», «лордоз», «кифоз».

    Развивающие: развить умение учащихся правильно работать с учебником, выделять главное.

    Воспитательные: эстетическое воспитание – правильная запись в тетради; трудовое – порядок и чистота на рабочем месте; санитарно-гигиеническое – правильное обращение со здоровьем; экологическое воспитание.

    • словесный (рассказ, беседа)
    • наглядный (таблицы, рисунки учебника).
    1. Организационный момент.
    2. Проверка домашнего задания. (фронтально)
    1. Откуда берётся энергия для питания мышц?
    2. Что такое утомление?
    3. От чего зависит работоспособность мышц?
    4. Что доказал Сеченов И.М.?
    5. Какая работа называется «динамической»?
    6. Какая работа называется «статической»?
    1. Объяснение нового материала.

    — Сегодня на уроке мы с вами поговорим о значении физических упражнений для формирования скелета и мышц. Об изменениях в скелете вызывающие заболевания. О том как предупредить эти заболевания.

    — Откройте дневники, запишите домашнее задание §16 стр.66-69. Повторить §§12-15.

    — Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц».

    — Развитие и рост скелета и мышц происходит в детском и юношеском возрасте. Самый интенсивный рост и развитие происходят между 14 и 17 годами, к 18 годам мышечная масса становится такой как у взрослого человека.

    — По мере того как ребёнок растёт и развивается его движения становятся всё более совершенными и разнообразными.

    — Для того, чтобы стать сильным, ловким, выносливым и работоспособным, необходимо регулярно заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом.

    — Способность мышцы выполнять физическую работу зависит от её предшествующей тренировки. Мышцы взрослого человека постоянно занимающегося физической работой, обладают высокой работоспособностью и выносливостью. В первую очередь тренировка повышает мышечную силу. Под её воздействием утолщаются мышечные волокна и вся мышца в целом. Тренировки способствуют улучшению координации и автоматизации мышечных движений, повышению работоспособности. Тренированный человек, утомлённый проделанной работой способен быстро восстанавливать свой силы.

    — Тренировка действует благотворно не только на сами мышцы, но и на состояние скелета.

    Как вы думаете какие участки кости развиваются сильнее?

    — Особенно сильно развиваются те участки костей, куда прикрепляются крупные, хорошо развитые мышцы. Тренировка благотворно сказывается на развитии всего организма. Усиленная мышечная работа значительно увеличивает потребность в кислороде.

    — Это способствует тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой систем, развитии сердечной мышцы и мышц грудной клетки.

    — Мышечная работа способствует улучшению настроения, создаёт ощущение бодрости и в конечном итоге приводит к повышению жизнедеятельности всего организма. Вот почему занятия физической культурой, резко повышающие потребность организма в кислороде, даёт такой заметный оздоровительный эффект. Физическим трудом, физическими упражнениями и спортивными играми нужно заниматься систематически, последовательно увеличивая нагрузку.

    — Без соответствующей физической подготовки длительная игра, например в футбол, хоккей, баскетбол, а также бег на длинные дистанции могут принести вред неокрепшему организму. Снижение физических нагрузок неблагоприятно отражается на здоровье. У людей развивается слабость скелетных мышц, затем возникают слабость сердечной мышцы и нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. одновременно происходит перестройка костей, накопление в организме жира, развитие атеросклероза (хронического заболевания, проявляющегося в повреждении внутренней стенки артерий и нарушении кровообращения), падение работоспособности, снижается устойчивость к инфекциям, ускоряется процесс старения организма.

    Понижение двигательной активности называется гиподинамия.

    — Основным способом борьбы с последствиями гиподинамии являются все виды физической тренировки, физкультура, спорт, туризм, физический труд.

    — Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета и мышечной системы. Организм человека поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, в том числе и мышцами спины. Человека делают «прямостоячим» мышцы-разгибатели. Чтобы удерживать тело в вертикальном положении, мышцам-разгибателям приходится противостоять не только силе мышц-сгибателей, но и силе тяжести, действующей заодно с ними.

    Прямая спина, расправленные плечи, развёрнутая грудь, поднятая голова – всё это признаки хорошей осанки.

    — Правильная осанка не возникает сама по себе, её необходимо формировать с раннего детства.

    Когда возникают дефекты осанки?

    — Дефекты осанки легче всего возникают в тот период, когда в позвонках и других костях грудной клетки ещё много хрящевой ткани. После замещения хрящей костью дефекты осанки с большим трудом поддаются исправлению.

    В каком случае возникает искривление позвоночника?

    — Если ребёнок, сидя за партой, постоянно сутулится или горбится, принимает неправильную позу, держит одно плечо выше другого, постоянно носит в одной руке тяжести, у него неизбежно возникает искривление позвоночника. Это приводит не только к внешним нарушениям, но и вызывает расстройства в работе внутренних органов, и прежде всего сердца и лёгких.

    Что нужно делать чтобы не возникло искривление позвоночника?

    1. Держать туловище прямо (сидя за партой, столом);

    2. Голову лишь немного наклонять вперёд;

    3. Между грудью и партой должно быть свободное пространство (3-4 см.);

    4. Предплечья должны свободно лежать на столе;

    Плоскостопие – ещё один дефект развития опорно-двигательной системы. Оно заключается в понижении свода стопы, что в результате перенапряжения мускулов приводит к сильным болям в ступнях, лодыжках и голенях, в изменении походки. Плоскостопие усиливается у детей и подростков при ношении тесной обуви, туфель на каблуке, а у взрослых ещё и при перегрузках костно-суставного и связочного аппаратов стопы, вызванных длительным стоянием на ногах.

    — Постоянно занимаясь физкультурой, участвуя в турпоходах и спортивных играх, надо помнить, что все эти мероприятия могут быть полезны для организма только в том случае, если физическая нагрузка соответствует физическому развитию. Длительные чрезмерные физические нагрузки могут принести неокрепшему организму не меньший вред, чем малоподвижный образ жизни. Поэтому участию в спортивных состязаниях, забегах на длительные дистанции, в футбольных, хоккейных, баскетбольных матчах обязательно должны предшествовать соответствующая физическая подготовка и совет специалиста.

    Полный текст материала Разработка урока на тему: «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц»; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
    На странице приведен фрагмент.

    —> 31.08.2015 0 4996 599

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    источник